Проблема волков в горных районах на сегодняшний день остается одной из острейших, и, как заявляют специалисты, эта тема будет актуальна всегда… С приходом холодов, с выпавшим снегом вблизи животноводческих стоянок и сельских поселений вновь появились стаи волков. Бюджетные вложения за 2018 год для решения этого злободневного вопроса составили более 3, 5 миллиона рублей. А, как говорится, воз и ныне там. Как решается проблема сохранения поголовья сельскохозяйственных животных от нападения волчьих стай, сколько было добыто волков охотниками - волчатниками в республике и районе и что об этом говорят эксперты и специалисты в области охраны дикой природы и сельского хозяйства?
Премия за шкуру
В январе 2018 года в интервью "Российской газете" председатель комитета по аграрной политике, экологии, природопользованию Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай рассказал: "Волчья тема" была и будет всегда. Во-первых, животноводам следует больше уделять внимания охране скота, хотя порой делать это трудно из-за отгонно-пастбищного характера нашего животноводства. А во-вторых, не надо забывать об экологии. Так, в свое время мы отказались от применения яда (фторацетата бария) в борьбе с волками. Это наносило ущерб не только волкам, но и многим другим животным и птицам, которые поедали отравленные трупы. Было решено платить охотникам премии за отстрел хищников. Правда, заложенных средств постоянно не хватает. Поэтому в бюджете республики на 2018 год средства для охоты на волков были увеличены в два раза".
Манышев уверен, что опасаться угрозы истребления популяции хищников не стоит. Волки - умные и хитрые звери, далеко не каждый охотник с ними справится. В крайнем случае, серые, почуяв смертельную угрозу, могут на время "эмигрировать" в Казахстан, Туву или Монголию.
Бывший глава Республики Алтай заявил в интервью тому же изданию: "Селяне постоянно жалуются на волков, уничтожающих домашний скот. Особенно остро проблема стоит в Улаганском, Онгудайском, Кош-Агачском, Шебалинском районах. Совсем недавно в одном из хозяйств волки за ночь задрали восемь овец. Мы готовы принять разумные идеи и выделить финансирование в объемах, необходимых, чтобы эту ситуацию кардинально переломить. Недопустимо, когда крестьянин растит коров три года, а их за одну ночь задирают волки".
За последние годы финансирование мероприятий по регулированию численности волков возросло с 800 тысяч рублей до 1,8 миллиона рублей. По данным республиканской пресс-службы, в 2017-м охотники отстреляли 506 волков. За шкуру каждого убитого зверя выплачивали по три тысячи рублей, и лимит премиальных средств быстро исчерпали, пришлось выделять из республиканского бюджета дополнительные средства. Кстати, в Кош-Агачском районе материальное поощрение охотникам выплачивается также из средств местного бюджета - по 2,5 тысячи за серого. На территории Усть-Коксинского района премии за отстрел волков за счет собственных средств выплачивает охотхозяйство "Сапсан".
Директор Катунского заповедника Александр Затеев подчеркивает, что справедливая цена за убитого волка - 7-8 тысяч рублей. Охота на серых разбойников в горной местности - дело трудоемкое и непростое, а устраивать облавы на них далеко не всегда эффективно. Повышение премии, полагает Затеев, стимулирует людей охотиться на хищников, а не на беззащитных маралов и других копытных.
Бумажные "волки"
В 2018 году на борьбу с серыми хищниками предполагалось потратить 3,6 миллиона рублей, что в два раза больше, чем в 2017-м. В регионе эту меру восприняли неоднозначно, пишет "Российская газета".
По данным пресс-службы республиканского правительства, численность волков в регионе - 1071 особь. Однако исследователь флоры и фауны Горного Алтая, автор более сотни научных работ Генрих Собанский считает эти цифры сильно завышенными.
Тема "обнаглевших волков" в регионе раскручивается еще со времен существования Горно-Алтайской автономной области. Во времена СССР в отчетах Госохотинспекции в регионе числилось аж 2,5 тысячи волков! С точки зрения биологов, это просто фантастика.
- Сейчас говорят, что волков больше тысячи - это тоже нереально, - уверен Собанский. - По моим подсчетам, в Республике Алтай может обитать не более 500 особей. Далеко не все угодья нашей республики пригодны для обитания волков. В таежных районах с глубоким снегом им делать нечего. Это касается, например, Турочакского, Чойского и отчасти Майминского районов. Волки в основном концентрируются в Кош-Агачском, Усть-Канском и отчасти Усть-Коксинском районе, на юге Улаганского района - там, где немного снега и хорошо развито животноводство. Тысяче волков на нашей территории не разместиться! Учет волков наладить очень просто. В одном районе может жить не больше трех стай, в каждую входит от 5-6 до 10-12 особей. Вот и считайте. В одном районе может жить полсотни - максимум 70 волков. В республике 10 районов. Не в каждом из них есть подходящие условия для волков. Полагаю, вся шумиха сейчас производится ради того, чтобы выбить дополнительное бюджетное финансирование. Хорошо, что сейчас хотя бы запрещено использовать яды.
Как и Василий Манышев, ученый убежден, что нельзя все прорехи в ведении хозяйства валить на серых хищников.
- В своей практике я неоднократно сталкивался с преувеличением потерь скота. В 1985 году на одном из отделений Чергинского совхоза бухгалтерия предоставила сводку, что волки уничтожили сразу 200 овец. Примерно в это же время мы производили в тех местах авиационный учет маралов и косуль. Ни волков, ни даже их следов не было обнаружено. Не было сообщений о хищниках от табунщиков и чабанов. В чем же дело? Оказалось, молодой чабан утром выгнал отару на пастбище. Там очень сложный для выпаса овец горный рельеф. А чабан вернулся домой и беспробудно пил три дня... Потом овец искали всей деревней несколько дней. Недосчитались 200 голов и все списали на волков, хотя понятно, что подавляющее большинство пропавших овечек на совести людей.
Или другой показательный случай. На полевых работах вблизи урочища Джумала (там расположены радоновые источники) ученые Института систематики и экологии животных СО РАН встретились с группой отдыхающих. Разместились туристы в просторной юрте. Поблизости паслись десятка два овец, которых по мере необходимости использовали для питания. На вопрос, чьи овцы, пояснили: колхозные, конечно. "А как же в колхозе отчитываются?" - "А волки на что?".
На волков удобно списывать и падеж скота, к примеру, яков. Попробуй проверь.
В природе все сбалансировано - за многие тысячи лет существования этот вредный (по нашему мнению) хищник не истребил дочиста ни одного вида живых существ - в отличие, к слову, от Homo sapiens, приводит аргумент издание.
Ежегодные тревожные сигналы и мероприятия по регулированию численности волков
Какие заявления способствовали финансированию "волчьего вопроса"? В первую очередь это свидетельства специалистов сельского хозяйства, которые в свое время забили тревогу по поводу нападения волков на домашний скот.
Одним из последних было сообщение в декабре 2018 года. По словам и.о. директора Управления сельского хозяйства МО "Кош-Агачский район" Германа Майжегишева, в последнее время участились случаи нападения волков на домашний скот. В штате Управления сельского хозяйства выделена ставка для охотника-волчатника, которым является Сергей Бойдоев, уроженец села Кокоря.
На прошлой неделе при облавной охоте было добыто 3 единицы серых хищников. Охота производилась на территории Кокоринского и Ташантинского сельских поселений, в урочище Уландрык. Выезд специалиста производится по заявкам, а также 2 раза в неделю в составе других охотников-волчатников и инспектора по охране животного мира проводится патрулирование. В каждом сельском поселении имеется свой волчатник.
Регулярные выезды штатных охотников затрудняются в связи с отсутствием ГСМ. Руководство районной администрации распорядилось выделить для регулирования численности волка охотнику-волчатнику Управления сельского хозяйства 1 т ГСМ, которые в скором времени поступят в распоряжение специалистов Управления. По словам Германа Юрьевича, основное место обитания серого хищника находится в урочище Уландрык, в связи с этим в зону риска нападения волков на домашний скот попадают такие села, как Жана-Аул, Кокоря, Ташанта, а также Бельтир, говорится на официальном сайте МО "Кош-Агачский район".
Для регулирования численности волков в пределах пастбищ и вблизи сельских поселений в Кош-Агачском районе используют загонные охоты, в которых принимают участие не только охотники - профессионалы.
По сообщению "Новостей Горного Алтая", в 2015 году в Кош-Агачском районе значительно возросло количество волков, что привело к увеличению случаев нападения этих серых хищников на домашних животных. С начала года волки погубили 32 коровы, 86 овец, 75 коз и 11 лошадей, информирует районная газета "Чуйские зори". При этом охотники за этот же период ликвидировали 53 волка.
Наиболее остро проблема стояла в Теленгит-Сортогое, Кокоре, Жана-Ауле, Тобелере, Джазаторе, Курае и старом Бельтире.
Для борьбы с хищниками районное управление сельского хозяйства выделяло охотникам горюче-смазочные материалы, а также по 2 тыс. рублей за убитого хищника, плюс к этому из республиканского бюджета они получают по 3 тыс. рублей.
Кроме того, специалисты негосударственного образовательного учреждения "Щит" провели обучение граждан ношению оружия. В течение двух дней занятия посетили более 40 жителей района, в том числе главы фермерских хозяйств и чабаны. Все они получили право на ношение огнестрельного оружия и, следовательно, смогут защитить свое имущество от волков.
Всего, по данным республиканского Охоткомитета, по состоянию на 22 октября в регионе было добыто 438 волков (больше всего в Онгудайском и Турочакском районах - 130 и 125 соответственно, меньше всего в Майминском районе - шесть). Кроме того, охотники сдали 55 щенков волка.
В 2016 году в облаве на волков участвовали местное население и сотрудники районной администрации. В период с 1 мая по 13 мая 2016 года на территории Кош-Агачского района государственным инспектором Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай А.В. Тойдоковым совместно с охотниками-волчатниками были организованы мероприятия по регулированию численности волков. В результате облавной охоты на логовах в урочище Карагем Джазаторского сельского поселения было добыто 10 щенков волка, в урочище Кара-Суу Кокоринского сельского поселения было добыто 6 щенков волка.
13 января в Кош-Агачском районе республики прошли три загонных охоты на волков, в которых в общей сложности участвовали 250 человек. Необходимость охоты была вызвана тем, что хищник вслед за копытными из-за большого снега спустился с гор и принялся нападать в том числе и на домашний скот, сообщил "Новостям Горного Алтая" официальный представитель охоткомитета региона.
"В Кош-Агачском районе сейчас очень много для тех мест снега, все копытные, как и домашний скот, находятся внизу, за ними спустились и волки, которые и до этого доставляли немало беспокойства животноводам. Волки нападают на животных, режут их. На совещании глава региона Александр Бердников поручил урегулировать проблему", - рассказал собеседник.
В загонной охоте участвовали представители районной администрации и охоткомитета, охотники-волчатники республики и местное население. В итоге несколько волков были отстреляны, пояснил собеседник.
Он напомнил, что проблема с волками, нападающими на домашних животных, существует в "верхних" районах республики уже давно. За каждого отстрелянного (по лицензии) волка охотник получает вознаграждение - 2 тысячи рублей от районных властей и 3 тысячи рублей от охоткомитета, плюс у него остается шкура зверя, которую можно продать или использовать в хозяйстве.
В 2017 году Айдар Ойношев, глава комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира РА, поделился на совещании по наболевшему вопросу информацией следующего характера: "Это данные только с выездов на места задавов, к сожалению, не вся информация предоставляется своевременно и поэтому не актируется. Кроме того, у нас нет данных по задавам диких животных, поэтому весь ущерб от волков сложно посчитать. В Кош-Агачском, Онгудайском районах действия бригад отработаны до автоматизма, в случае задава все волчатники оповещаются и они выезжают на эту территорию.
В этом году комитет организовал 112 облавных мероприятий на волка, производилась охота на логове на всей территории республики. К началу декабря численность волков на территории РА даже после всех отстрелов составляет 1071 особь, в 2016 году 1044 особи. Выдаются также разрешения на отстрел волков охотникам. Они за этот год отстреляли 506 особей, что на 4% больше, чем год назад".
Не так страшен волк?
Волки - стайные животные, отличающиеся крепкими внутристайными связями. Эти животные заботятся о сохранении потомства и не допускают полного его уничтожения. Тем не менее, в логовах волка, где один раз в год обычно по весне появляется выводок, погибают самые слабые щенки, если стая не может прокормить их. За своей добычей степные волки пробегают не менее 7 - 10 километров, чтобы не привлекать охотников к своему логову и уберечь потомство.
Площадь расселения одной стаи может варьироваться от 30 до 100 километров, все подросшие волчата остаются жить на своей территории 3 - 4 года, в дальнейшем они ищут пару в других стаях. Как замечают охотники - волчатники, самки волков способны вступать в союз и спариваться даже с собаками, живущими на стоянках и охраняющими сельскохозяйственных животных. Чем это объясняется, охотники, не распространяются.
Может ли к этому приводить исчезновение популяции волков в их естественной среде обитания, вопрос не однозначный.
Учитывая бескрайность степей и возможность хищников мигрировать с одной территории на другую, не остается способов бороться с таким заболеванием у волков, как бешенство. Так, в 2014 году несколько волков, находившихся в самой острой стадии бешенства, когда проявляется агрессия в отношении любых движущихся предметов, напали на стадо коров близ села Тобелер Кош-Агачского района. Спасавшую доверенный ей скот женщину бешеные волки покусали, в результате чего жительница района была вынуждена получить вакцину от бешенства и оправляться в течение нескольких месяцев после случившегося. Бешенство - всегда смертельно опасная болезнь, без вакцинации ведет к гибели в течение нескольких дней, заражение главным образом происходит через слюну, попавшую на слизистую или пораженную поверхность кожи.
Основной добычей волков являются дикие копытные и сельскохозяйственные животные. В больших количествах серые хищники не приближаются к жилищу человека, в основном это самые опытные взрослые особи, подающие сигнал о малейшей опасности своей стае и уводящие охотников в сторону от логова. Так повелось, что кочевка волков во всех регионах страны связана зачастую с перегоном скота и выпасом его на открытых местностях. Каков ареал обитания диких копытных в Республике Алтай и охотятся ли на них волки, нет никаких данных. Хотя расплодившийся хищник может оставлять весьма заметные следы своей охоты в виде исчезновения диких копытных, спускающихся, как и волки, с горных массивов в период обильного снега.
Слабые животные чаще всего становятся объектами преследования волков. Так, к примеру, в 2013 году во время массового падежа сельскохозяйственных животных в Джазаторском сельском поселении на домашний скот нападали даже шакалы, которые питаются падалью. В этот год был истощен крупнорогатый и мелкорогатый скот, глубокие сугробы не позволяли находить подножный корм, в результате чего сельскохозяйственные животные падали без сил. На 12 стоянках Укока в эту зиму пало и было загрызено волками более 800 голов сельскохозяйственных животных. Почувствовавшие там себя хозяевами волки оказались под прицелом внезапно нагрянувших охотников. На фотографиях с места, сделанных чабанами со стоянок на Укоке, видно, что среди трупов коров, телят и коз, лежат волчьи туши. Можно сказать, что скот был отдан на съедение волкам, шакалам и голодным собакам в Джазаторе и на Укоке.
В некоторых сельских поселениях нападение на сельскохозяйственных животных - обычное дело. Легкая добыча в виде отогнанной на свободный выпас коровы для волков - подарок судьбы. Не боясь порой даже всадников, преследующих их, волки могут напасть на мчащуюся в их сторону лошадь. Сила и выносливость этих зверей - главные преимущества перед человеком и практически любой пастушьей собакой. Загонные охоты на одну особь могут продолжаться с утра до самой ночи, но ведь для волка важно не только спастись самому, но и уберечь более слабых особей в стае. Таким образом, на первый план в волчьей жизни выступает сохранение потомства и создание физически необычайно крепкого состава вожаков, добытчиков и разведчиков. И, казалось бы, законы природы везде одни, а отгонное животноводство всегда считалось жизнью за счет природы, когда домашний скот сам себе добывает пищу. Но если этой пищи нет, в силу вступают правила выживания в условиях дикой природы.
Охотники- волчатники констатируют факт, что среди волчьих стай все чаще встречаются и волкособы - гибрид волка и собаки, обладающий выносливостью и силой, как у волка, и отличающийся тем, что не боится людей, как собака. Стоит отметить, что ни одно свидетельство очевидцев не подтвердило наличия больших стай в Кош-Агачском районе или же расположение сразу нескольких стай вблизи друг от друга. То есть, волки берут не всегда количеством, сколько своими звериными навыками. И убедившись в том, что сразить серого хищника столь трудно, несмотря на многочисленные бюджетные траты, животноводы, чьи сельскохозяйственные животные уже стали жертвами серых хищников, шутят: "Платим налог волкам"…
Комментарии
Если мясо похищаемое волками у животноводов идет первую очередь на прокорм семей животноводов и в принципе экпорт мяса не распространяется дальше границ РА это одно, а если волки похищают мясо предназначенное для новосибиррцев,москвичей,казахов и китайцев - это совсем другое. Потому что стратегия выживания одинакова для всех-и для животноводов и для волков. А вот стратегия обогащения и насилия в принципе не является чертой характера не одного животного в мире кроме обезьян (видов не являющихся вегетариацами) и людей.
RSS лента комментариев этой записи