В День памяти жертв политических репрессий, 30 октября, в доме культуры села Кош-Агач прошло памятное мероприятие, посвященное этой дате. На встрече, организованной для взрослых и детей, были рассказаны истории предков жителей Кош-Агачского района, подвергшихся репрессиям, представлено творчество людей, прошедших через лагеря и ссылки и оставивших свое наследие для потомков, названы основные задачи, которые должны способствовать сохранению исторической памяти и недопущению повторения горького опыта. 

В самом начале мероприятия ведущая обратила внимание на выставку художественных работ Григория Ивановича Чорос-Гуркина и литературы о самом авторе, организованную коллективом районной библиотеки. Григорий Иванович Чорос - Гуркин, алтаец из древнего рода чорос, является первым профессиональным национальным художником, воспевшим неповторимую красоту могучей и прекрасной природы горного края, его древнюю культуру и народные традиции. Сохранившиеся работы алтайского художника, фольклориста, литератора, просветителя и общественного деятеля - это целое историческое наследие. Г. И. Чорос - Гуркин много времени отдавал просветительской и преподавательской деятельности. По его инициативе в Горном Алтае открылся музей, Ойрот-Туринская художественная школа, где он сам и обучал учеников рисунку, живописи.
Вот несколько строк о том, как "в 1937 году, в период "большого террора", жизнь и творчество Г. Гуркина оборвались, ему не простили "заблуждения" первых послереволюционных лет, он был арестован и расстрелян как "враг народа". Формальная реабилитация 1956 года еще долгое время не снимала с имени прославленного и признанного Мастера ярлык "националиста и контрреволюционера".
Поэтому оказались безрезультатными попытки "воскрешения" аносинской усадьбы художника и создания там мемориального музея вплоть до конца 1980-х гг. "В шестидесятые - по словам писателя И. Кудинова, - имя Чорос-Гуркина произносилось вполголоса и с оглядкой.
Гуркин жил как бы в двух измерениях - и это вполне устраивало местные власти, создавало даже некое удобство. Когда надо - отметить имя художника, талантом своим создавшего славу родной земле, а когда требует обстановка - нелишне и прицыкнуть…, как бы напоминая любителям "чистого искусства", кто есть кто". За последующие полвека произошли существенные изменения по возвращению доброго имени Г. И. Гуркина. Имя алтайского художника медленно, но неуклонно возвращается из забвения и занимает достойное место в истории искусства и культуры Сибири, России…".
Первому для выступления слово предоставили учредителю мероприятия - председателю совета депутатов МО "Село Кош-Агач" Азамату Сериковичу Пшаеву. Он сказал со сцены, что "нет такой семьи, которой бы не коснулась эта беда" и привел в пример свою семью, пережившую огромные потери, лишения и тяготы во времена репрессий. Депутат поблагодарил организаторов встречи и всех, пришедших почтить память людей, невинно отправленных в лагеря и расстрелянных. "Это большое горе для нашей истории и нашего края. Обращаюсь к нашему молодому поколению, мы должны об этом помнить", - резюмировал парламентарий.
Член союза писателей Республики Алтай - Виктор Кертикович Майхиев, который выступил с повествованием о том, что он, совместно с Б.Н. Нугумановым ведет работу по сбору информации о репрессированных жителях Кош-Агачского района для увековечения этих сведений в Книге Памяти. Он рассказал, что за это время ему довелось узнать множество подробностей о годах репрессий в районе.
В том числе о том, какую роль играли в этом осведомители из числа людей, доносивших на своих земляков, так называемом суде "троек НКВД" - групп, включавших по три человека, выносивших безосновательные приговоры, и насколько массовыми были аресты, ссылки и расстрелы на конкретных примерах в разных селах района, а также на примере своей семьи. "К 1938 году население района составляло около 8000 человек. Из них репрессированы были более 1000 человек, вернулись живыми примерно четвертая часть, - сказал он. - Для меня это мероприятие - очень большое событие... Вот такие были времена. Не дай бог этому повториться". Виктор Кертикович заметил, что возлагает надежды на то, что Книга памяти о жертвах политических репрессий выйдет, тем более, что 2020 год указом президента Путина объявлен Годом памяти.
Николай Егорович Краснослободцев - член общественного совета при главе администрации МО "Кош-Агачский район", старожил района, владеющий большим запасом знаний о годах террора, обратился к залу со словами: "Была революция. Люди были безграмотными. Кто что сказал, тому верили, тогда говорили, что виноваты во всем церковь, мечеть. Люди с криками "ура" бежали и разбивали святыни". По словам выступающего, прихожанина православного храма, в те же годы была разобрана Кош-Агачская церковь, которая стояла на месте, где сейчас располагается приход святых апостолов Петра и Павла села Кош-Агач.
Он вспоминал, как люди долго не решались разобрать ее купол, но и такой человек нашелся в нашем краю, который сделал это. Как заметил Николай Егорович, в каждом городе и селе страны был тогда свой "Сталин". Общественник донес до публики известные ему истории репрессий, которые совершались порой на основании того, что люди пытались высказать несогласие с искажением идеологии, а многие пытались просто выжить и прокормить свою семью. Обращаясь к представителям младшего поколения, выступающий сказал, что книги дают больше опыта, чем компьютерные игры и интернет, который дети используют для развлечений и саморазвития. "Не забывайте нашу историю. Она нам всем очень нужна", - сказал он юным зрителям.
В продолжение мероприятия творческие коллективы руководителей Динары Годжуровой и Аяжан Байнкеновой исполнили художественные номера на слова известных культурных деятелей, репрессированных в разные годы. Взяты за основу в сценических номерах были "На побывку едет молодой моряк", на стихи репрессированного поэта Виктора Бокова и "Оренбургский пуховый платок", казахские национальные песни Токтамурата Расулова, в том числе песня "Батыр казак", ассоциированная с величайшими человеческими потерями и среди казахского народа в годы репрессий.
К воспоминаниям, пожеланиям и творческим номерам присоединились священнослужители кош-агачских церкви и мечети, которые прочли молитвы памяти о замученных в лагерях и расстрелянных людях.
К словам общественников, выступивших со сцены в этот день, присоединился и наш земляк, писатель, поэт, общественный деятель Боленкан Нугуманович Нугуманов, который рассказал о том, что для выпуска Книги памяти о репрессированных жителях района требуется собрать большой объем информации, так как с годами открывалось все больше сведений.
"Если взять хотя бы семью по 4 человека, это будет 4000 человек", - добавил он к сказанным В. К. Майхиевым словам о более чем 1000 репрессированных из Кош-Агачского района. Б.Н. Нугуманов поделился, что им была написана повесть по словам старожила, который был репрессирован и жил в Кош-Агаче, также ему стало известно множество фактов о тех годах за время сбора информации для Книги памяти, на страницах, разложенных на столе возле сцены, где напечатаны фамилии репрессированных, включены далеко не все, но и там, как было отмечено в ходе мероприятия, есть почти все фамилии, которые носят сейчас жители района. В заключение к своему выступлению Б.Н. Нугуманов добавил: "Пришли дети, а где власти? Где старшее поколение? Где районная власть? Где руководители других сельских поселений? Хочу обратиться к присутствующим от имени нашего собрания написать главе района, чтобы собрать списки репрессированных".
Виктор Кертикович поддержал предложение и обратился к члену общественного совета Н.Е. Краснослободцеву, чтобы внесли этот и вопрос об установке памятника на рассмотрение главе района.
В конце памятной встречи выступил еще один ее учредитель -руководитель культурно - спортивного центра Р.А. Мурзагалиев. Он сказал, что "наверное, по воле Всевышнего организовано это мероприятие" и добавил, что администрацией села Кош-Агач до сих пор ведется сбор информации о репрессированных жителях района, "была создана специальная комиссия, работа ведется".
В завершение мероприятия были проведены награждения и отмечены благодарностью люди, сделавшие вклад в организацию и проведение памятной встречи. Пришедшие на нее потомки репрессированных искали информацию о своих предках на страницах с печатным текстом, размещенных на столе у сцены, также потомки людей, чьи судьбы были объединены одним большим горем, были запечатлены на память в общей фотографии на сцене сельского дома культуры.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 голосов)