Нынешний праздник республиканского масштаба «Родники Алтая» стал, пожалуй, самым провальным за всё время его проведения 2010-2017 годы. Так считают не только гости фестиваля, испытавшие лишь разочарование, но и жители села Усть-Кокса, которые видели, как он проходил раньше. Глава Республики Алтай А.Бердников практически превратил оба алтайских государственных праздника «Эл Ойын» и «Родники Алтая» в самые позорные в истории Горного Алтая. Одна из причин так говорить - это провал в режиссуре «Родников», возможно, сказалась замена министра культуры на Э.Малчинова и министра сельского хозяйства А.Манзырова.

В 2016 году верхом политической бестактности и бездарности руководства Республики Алтай стало присутствие главы региона А.Бердникова на «Эл Ойыне -2016» при оглашении приветствия президента РФ В.Путина его помощником Левитиным с галстуком в итальянском пиджаке, а наш «якобы всенародно избранный глава на 534 голоса А.Бердников» не краснея стоял без галстука. Очевидно, что отсутствие отдела протокола, соблюдения административных регламентов правительства Республики Алтай, позволило выставить А.Бердникова в крайне нелепом виде – целый помощник президента РФ Левитин читает поздравления Путина В.В. в адрес алтайского народа. Поведение Бердникова А.В. стало аналогом поведения президента Барака Обамы, то есть без соблюдения протокола.

Под патриотизмом в Республике Алтай обычно понимают привязанность не к России, согражданам, месту рождения, которая формируется на протяжении всей жизни подобно привязанности к семье, а причастность к политической группировке, так называемой партии «Единая Россия Бердникова-Белекова», или приближенность к правительству Республики Алтай, которой бравируют Пильтин с судимым Валерием Байрышевым. Это чувство причастности к государственному чиновничеству Республики Алтай часто оказывается сильнее любого государственного представления о справедливости и может сподвигнуть человека на героические поступки (вплоть до пожертвования своей карьеры как Андрей Адарин).

Очевидно, что глава РА А.Бердников понимает под патриотизмом, прежде всего, некритическое принятие политики «правительства Республики Алтай от имени президента В.Путина». Акцентируя «патриотизм» как «главную ценность Республики Алтай», он одновременно отождествляет его с беспрекословным подчинением режиму. При этом продвижение «слепого» патриотизма жителям и алтайской общественности заметно выросло за «эпоху Бердникова» с 2010 года. Государственные СМИ «Звезда Алтая», горно-алтайский филиал всероссийского холдинга ВГТРК навязывают алтайской аудитории некритическое принятие любых действий, в том числе отстойного «Эл Ойына -2016», как очередной победой над последователями блогера Андрея Адарина и Сергея Михайлова.

Дискуссия или критика важнейших идеологических основ режима, а также действий российских властей, исполнительной власти Республики Алтай все чаще становятся предметом законодательного преследования, в качестве примера можно указать уголовное дело Валерия Байрышева, осужденного Усть-Канским райсудом по ст.160,292, где вещдоком стал вместо «облогинского крузака» – УАЗ-31514, купленный якобы на «Северные деньги». Масла в огонь подлил Леонид Маиков, фактически обвинивший в коррупции Валерия Байрышева в связи с бюджетными нарушениями строительства избушонки – Кырлыкской сельской администрации с излишним 1 млн руб. при госфинансировании 3,5 млн рублей. Поскольку государство в общественном дискурсе по-прежнему не отделено от страны, критика Российского государства и Республики Алтай отождествляется с критикой всего сразу, воспринимается как предательство Путина и лично А.Бердникова. Поэтому в современном российском (как и советском) дискурсе любые несогласные с государством/системой/режимом противопоставляются «настоящим патриотам», которые не смеют критиковать Родину-Государство. В реальности патриоты и те, и другие, просто одни – гражданские «критические» патриоты, а другие – «слепые» патриоты-государственники. Этот водораздел ярко обозначился в момент выступления спикера Госсобрания РА И.И.Белекова на торжественном совещании, закрытом для алтайской общественности в Нацдрамтеатре РА: «Понастроили более 100 турбаз, зарегистрированные в качестве юрлиц в Алтайском крае, Новосибирской области, налоговые отчисления в Республику Алтай – 0 рублей». Таким образом И.Белеков метнул камень в адрес министра туризма РА Ларина.

Правительственные чиновники Республики Алтай так же неистово, как А.Бердников, постоянно акцентируют «алтайско-республиканский патриотизм» на алтайском празднике «Родники -2017» и важности безусловного «служения стране России в лице Путина В.В.» Горно-алтайские власти выполняют две задачи, с одной стороны, они провозглашают самоценность Республики Алтай только для власть имущих, правящей партии «Единой России «тандема Бердникова Белекова»; идентифицируют критику неграмотной государственной политики А.Бердникова с предательством родины В.Путина и угрозой территориальной безопасности РФ. С другой стороны, с помощью «слепого» патриотизма власти мобилизуют свою поддержку от алтайского электората. Способность отделять страну от государства появится в нашем обществе еще не скоро. А.Бердников, вероятно, в глазах администрации президента РФ и лично В.Путина, его помощника Левитина, желает выступать в амплуа «усмирителя алтайских волнений в связи с делом «Тос торгоо Курултая алтайского народа» по оценке дела «Кош-агачских футболистов».

Важнейшая задача алтайской республиканской общественности, всех граждан Республики Алтай, фермеров, интеллигенции – научить гражданское общество отделять государство от страны и ее государственных служащих, от интересов алтайского общества, ценностей великого праздника «Родники» от столь бездарно проведенного фестивальчика.

В беседе Артур Сабин, в свое время агитировавший за Г.Пильтина, сообщил мне, что Р.Пальтаталлер попросил его сфотографироваться сэлфи с помощником президента РФ Левитиным для дружбы народов. По его мнению, осталось загадкой, почему для государственных интересов о дружбе алтайского и русского народов был использован личный сотовый телефон Р.Пальталлера, а не задействована пресс-служба администрации президента РФ В.Путина в лице пресс-секретаря Пескова. Разумеется, в группе чиновников, следуя пальталлеровским формулировкам о «дружбе народов», оказался вместе с Левитиным и министр А.П.Манзыров, который поблагодарил меня как юриста в разрешении спора в судебном порядке с Андреем Адариным, и который неистово требует такой же дружбы алтайского народа с А.Бердниковым. Так вот о навязываемой так называемой «принудительной дружбе народов», от имени Пальталлера Р.Р. в адрес алтайского гражданского общества не будет совсем. Так как ее раньше не было, а десяток фотоснимков, сделанных на личные сотовые телефоны зам. председателя правительства Республики Алтай Р.Р.Пальталлера еще не символизирует дружбу народов в Республике Алтай на фоне «Бердников-гейта». В личной беседе А.Сабин выражал благодарность Р.Р.Пальталлеру за решение вопросов о направлении на лечении по квоте на высокотехнологичную медицинскую помощь и именно за это, по его мнению, он сфотографировался с помощником президента РФ Левитиным ради «Принудительной дружбы народов».

Организаторы «Родников-2017» не сообщили что дискотек и спортивных соревнований в Усть-Коксе не будет. Недостатки в арт-менеджменте фестивалем превратили фестивальную поляну в пир для чиновников. Предприниматели, зарабатывающие деньги на госбюджете, как Иркитов и Волков, по мнению С.Колдырина, изготовили около 20 футболок с изображением символики «Родники -2017» по цене около 600 рублей, что Минкультуры РА «Жадничает с деньгами», и так экономят, что Иркитову пришлось брать в аренду профессиональный фотоаппарат С.Колдырина на создание фотоотчета «Родники» о целевом расходовании госсредств фестиваля при пустых трибунах.

Разумеется сельские царьки – типа ранее судимого Валерия Байрышева, приехав на служебном полностью разбитом автомобиле «Тойота Таун Айс» с госномером 116, состоящем на балансе МО «Кырлыкская сельская администрация», используемом в личных целях в выходные дни с 7-10 июля 2017 года, на командировочные по 500 рублей в сутки, и питаясь в столовой правительства РА и Минкульта Республики Алтай, так же неистово, как А.Манзыров, изображали участников соревнований по городошному спорту, которые в официальную программу фестиваля «Родники» не включены.

Предпринимателей, готовивших там торговые ряды и точки питания, никто заблаговременно ни о чем не предупредил, и они оказались предоставлены самим себе, у всех коммерсантов содрали по 2500 рублей по договору «пожертвования» в пользу неизвестного усть-коксинского детдома. Именно такая формулировка стоит в договоре пожертвования, ведь официального детдома в Усть-Коксинском районе не имеется. С.Колдырин, жители с. Кастахта Усть-Коксинского района, заплатившие бешеную аренду в сумме 2500 рублей, разорились, так как сбыта «кочо», алтайской национальной пищи, не было. Мне пришлось быть зазывалой для С.Колдырина, чтобы ему оправдать проезд до Усть-Коксы, так как никаких мер содействия ни Усть-Коксинская райадминистрация, ни Минкультуры РА в рекламе фестиваля не оказали. В предпраздничной неразберихе, когда село Усть-Кокса с «республикой» не знали, кому за что отвечать, даже хороших дров не нашли; довольствоваться пришлось сырыми березовыми ветками, некоторые туристы ночью друг у друга тырили веточки и дрова. В окрестностях Усть-Коксы, на территории Катунского заповедника проводился на этот раз межрегиональный фестиваль, перед праздником не нашлось хорошего хвороста. Организаторам «Родников» похоже было безразлично на манер заезжих шашлычников, из дров ли веток варят туристы утренний кофе или ужин бигус, как был у Онгудайской делегации. В отличии от У-Канской делегации, которая побиралась, изображая из себя не то спортсменов в «Родниках», Онгудайская делегация открыто устроила демарш режиссерскому провалу В.Кончева, который запомнится у деятелей культуры надолго. Молодежь из Ининского дома культуры заблаговременно запаслась спиртными напитками и устроила «Онгудай–Part y Time» прямо на палаточном лагере с звукоусилительной аппаратурой и ночным освещением ЕДДС администрации Онгудайского района. Поверьте, песни лились рекой, и даже руководителям сети «Мария–РА», приехавшим на праздник чиновников в с.Усть-Кокса, неофициальная программа «Родников» понравилась гораздо больше, чем программа «Родников». Толпы зевак, не знавших, где что смотреть, бродили по фестивальной поляне ночью, случайно попадали туда, где при других обстоятельствах никогда не оказались бы так как палаточные городки , организованных делегаций, были превращены в места массовых гуляний на государственные деньги. С ужасом и изумлением многие усть-канцы узнали певца Дугашева, который в состоянии алкогольного опьянения публично негативно отозвался об Усть-Канской делегации, особенно о стилях руководства уволенной Кокушевой, и даже спел под аккомпанемент онгудайских артистов.

Зрители также знакомились с экспозицией убитых животных, которую подготовил к празднику коммерсант из Кызыл-Озека. В торговых рядах гостям праздника предлагались шкуры животных, меховые изделия, большой интерес вызывали горницы (дома) из районных делегаций. Судя по крайне жалкому виду «горницы Усть-Канской райадминистрации», организованной на базе рваной палатки, на фоне скандала по увольнению начальника Усть-Канского отдела культуры Кокушевой, Пильтин спустя рукава, отнесся к участию в государственном празднике. Женщины из с.Коргон стыдливо прятали глаза от слабохарактерности усть-канской райвласти, которая сильна только враньем о заботе о народе. «Родники» на усть-коксинской земле проявили не только недостатки в режиссуре Кончева, но и грубейшие провалы в государственном управлении Усть-Канским районом: Пильтин, назначая Кокушеву по протекции его зама Р.Кокушева, не мог не знать об отсутствии высшего образования у последней.

Как красивы были горницы Шебалинского и Онгудайского районов, даже у Улаганского района есть сарай (на фото). Единственный Кош-Агачский район у них горница была забита досками (на фото).

Гуляя по центральной поляне, гости фестиваля «Родники» с любопытством взирали на подготовленные для них программные номера — конкурс солистов и ансамблей и тут же, на площади, давали напрокат лошадей. Как в известном стихотворении, с непогодой смешались в кучу кони, люди, флаги, и звуки музыки «слились в протяжный вой…» Одна из лошадей, не приученная к прогулкам среди толчеи людей, взбрыкнула, и только чудо спасло людей, оказавшихся по соседству, от случайных увечий. Зачем выводили коней на центральную фестивальную площадку? Не могли найти подходящего места в целой Усть-Коксе? Спору нет, жаркая погода не дала устроителям фестиваля «Родники» показать во всей красе свои творческие замыслы. Но вспомним скандальный эпизод, когда сотрудники ОМОН, переодевшись в штатское, разогнали дискотеку, организованную Онгудайской делегацией как демарш кончевскому провалу. Ведь репертуар песен «Родников» не устроил молодежь ни усть-канской, ни майминской делегации.

Свыше 2500.00 рублей убытков понесло заведение Сергея Колдырина из-за незаконных организаторов «Родников», фактически на поток поставивших «кидалово». Вместо арендных платежей хитрые дельцы под крышей Усть-Коксинской райадминистрации и Министерства культуры заставляли всех коммерсантов платить по договору «Пожертвований» (на фото).

Усть-Коксинское райпо наконец-то исправило недостатки в этикетках: мною было выявлено несоответствие в этикетке - отсутствовала формулировка «вода питьевая», поэтому Юлия Николаевна выделила в счет компенсации убытков 2 буханки хлеба.

Однако, отсутствие зрелищ «Родники-2017» не компенсировалось наличием хлеба и пищи – порция «Кочо» мне обошлась в районе 100 рублей и 2 стакана чая, где граждане Мерлушкины сходу обрушились с гневной риторикой в адрес Усть-Канской райадминистрации об отсутствии автобусного сообщения из микрорайона «Ойбок», где проживают их родственники и трудностями проезда школьников в Усть-Канскую среднюю школу.

К сожалению, всей красоты хлеба и зрелищ «Родников-2107» мне лично оценить не удалось. И таких примеров десятки, а отвечать за все эти провалы некому, потому что не ясно: был этот праздник для списания денег местечковым пиршеством районных царьков типа судимого В.Байрышева или всё же республиканским? Правительственные чиновники, постоянно эксплуатируя тему «алтайско-республиканского патриотизма» на праздниках «Родники», в действительности провозглашают самоценность Республики Алтай только для власть имущих, группы «тандема Белеков – Бердников». Но после того, как Григорий Пильтин выступил на ВГТРК «Горный Алтай» - «Усть-Канский район и передовой», сами они показали во время народного праздника «Родники» полную беспомощность. Впервые за всё время его проведения действительно народный праздник по вине республиканских властей был превращен в столь бездарный фестивальчик, в том числе и криминально передовым с приговором Усть-Канского райсуда Валерием Байрышевым. Что это было — торговая ярмарка китайскими безделушками, музыкальная тусовка В.Кончева, чиновничья вечеринка В.Байрышева с его сожительницей, официально неразведенного с законной женою Анной Курбаевной Байрышевой, или предвыборный балаган в пользу Путина? Типа, «в Усть-Коксу из Усть-Канского района приедут – там в заповеднике уже никого, а кругом около усть-коксинского заповедника менты и ОМОН, и пограничники, вот и домой пора». Алтайские скифы на фоне магазинов «Элегия», «Усть-Коксинское СЕЛЬПО» и ярмарочная суета неотличимая от той, когда здесь же на площади им.Ленина в Горно-Алтайске устраиваются распродажи мяса и ходового ширпотреба под видом сельхозярмарок, которые фактически на примере мэра г.Москвы Собянина ярмаркой и не являются; скучающие зрители и снова торговля, палатки коммерсантов с китайскими сувенирами… Можно ли назвать такой фестиваль «Межрегиональным Родником»? Скорее всего нет.

Никому из представителей алтайской общественности из Усть-Канского и Усть-Коксинского районов не дали возможность участвовать в формировании программы «Родники-2017». Без какой-либо экспертизы со стороны знающих людей провалы в режиссуре были просто неизбежны, и они привели к массовому уходу тысяч зрителей с фестивальной площадки «Родников».

К великому сожалению, этот праздник «Родники» оставил далеко не патриотичные воспоминания, а только негатив. По отзывам молодёжи, «полнейший отстой, а не праздник». Сергей Колдырин после завершения фестиваля по телефону мне высказал разочарование, сказал, что фестиваль «Ни о чем». На память он подарил мне магнитик на холодильник с надписью: «Год экологии РФ». Многим усть-коксинским девушкам и парням не понравилось столь наглое поведение полицейских, разогнавших дискотеку Онгудайской делегации, так как фактически это был демарш против провальной режиссуры В.Кончева. Таково же было разочарование усть-канских девушек, которых «делегаты от Майминского района» выгнали со своей «делегатской дискотеки».

Назревает риторический вопрос, зачем эти «Родники» проводить, если молодежи не только Усть-Канского, Усть-Коксинского районов и всей Республики Алтай, приехавшим из Горно-Алтайска на фестиваль «Родники» не дают просто потанцевать и выгоняют с угрозами со стороны полицейских с палаточных лагерей Онгудайского района и райадминистрации Майминского района? Чем эти организаторы фестиваля «Родники» Усть-коксинского района, Минкультуры РА отличаются от кемеровских бандосов на джипах «Тойота Лэнд Крузер» до 5 утра, вопящих под музыку свои песенки и не дающих спать фермеру Раджу Мюсову?

Зачем пригонять в Усть-Коксу целую группировку МЧС РА, МВД РА, медицину катастроф, которые не обеспечивают обыкновенную тишину для семейного отдыха на фестивальной площадке от пьяных криков кемеровчан, граждане алтайской национальности, оказавшиеся жителями с.Кырлык, но не являющиеся членами правительственных делегаций?

Статус межрегионального фестиваля «Родники» в с.Усть-Кокса был понижен сотрудниками МВД РА, которые на моих глазах запретили посещать праздник немного под шафе молодой семейной паре. Полицейский нагловато еще пошарился в сумочке девушки. Таким образом, не пуская на праздник в с.Усть-Кокса, силами правоохранительных органов, был полностью провален и дезорганизован фестиваль в с.Усть-Кокса. Очень жаль, что столь высокая планка, которую подняли организаторы в с.Турочак столь бездарно провалена в с.Усть-Кокса.

Многие так и не поняли: открытие праздника было одновременно и его закрытием? Вспоминали время, когда предшественник нынешнего губернатора чествовал на Эл Ойыне, районных мероприятиях лучших людей республики, передовиков производства — а в этот раз не было ничего, кроме красиво запущенных салютов в глухом лесу Усть-Коксинского заповедника.

А.В.Кудирмеков

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.04 (14 голосов)