Олег Хорохордин на прошлой неделе с места в карьер начал обещать жителям региона золотые горы. Ну, не золотые, - позолоченные, скорей. Впрочем, нового он мало что сказал - всеми озвученными проектами кормил народ до него и Александр Бердников. В частности врио обещал о переводе дороги Горно-Алтайск - Артыбаш в статус федеральной к 2021 году, о реконструкции дороги Акташ-Улаган до 2023 года, об оптимизации работы правительства и еще по мелочи.

О сказках про железную дорогу Бийск - Горно-Алтайск говорить не хочется - если кто-то верит, что РЖД будет вкладывать 30-40 миллиардов рублей в эту ветку, вокзал и депо, чтобы возить пять пассажиров в день, с учетом того, что сейчас поездка на поезде зачастую дороже и автобуса, и самолета, - это его проблемы.

Кроме обещаний Хорохордин уже успел сделать одно реальное дело - по его словам Медведев подписал распоряжение о выделении 410 миллионов рублей на окончание строительства нового тюнгурского моста. По словам врио, строительство может быть завершено уже в 2019 году.

В прошлой статье мы предположили, что тюнгурский мост - один из проектов, который Хорохордин будет защищать в первую очередь в интересах тех, кто его поставил. Так оно и вышло.

Формально новый тюнгурский мост идет как автомобильная дорога местного значения «Подъезд к селу Кучерла». За Кучерлой уже населенных пунктов нет. Почему на этот "подъезд" незаконно выделяются такие колоссальные суммы из федерального бюджета - сложно пока сказать. В Кучерле сейчас проживает меньше 180 человек. На мост уже выделено почти полтора миллиарда рублей. То есть, на каждого кучерлинца государство потратит 80 миллионов рублей. 80 миллионов рублей - это больше 1 миллиона евро. Чтобы они ходили и ездили по новому мосту. Какое-нибудь еще государство заботиться так о своих простых гражданах? Нет. Можно однозначно засвидетельствовать, что самые опекаемые россияне в России живут в Кучерле.

Также за Кучерлой год назад началось строительство федерального объекта - питомника кабарги. Она занесена в Красную книгу как исчезающий вид, разводить ее собираются для получения мускуса - выделения специальных желез самца. Официально заявлено, что мускус будут использовать для подготовки спортсменов и сотрудников спецслужб, но основные его потребители во всем мире - любители усилять свою мужскую потенцию и эзотерики, использующие мускус как полунаркотическое средство для достижения определенных психических состояний.

В Саудовской Аравии еще в прошлом веке научились добывать мускус без убийства кабарги. Однако для выработки качественного продукта она должна жить и питаться в естественном ареале своего обитания, каждому животному нужна индивидуальная территория в 20-30 гектар. Это означает, что площадь питомника, скорей всего, будет составлять десятки если не сотни квадратных километров в бассейнах рек Кучерла и Аккем.

Кстати, забавная математика - если вышеуказанные же расчеты применить к питомнику кабарги, в который вкладывают тоже полтора миллиарда рублей, и в котором будет содержаться примерно 200 маленьких клыкастых оленей, то получим, что на одну кабаргу государство собирается затратить те же 1 миллион евро.

Жителя Кучерлы в денежном выражении оценить, конечно же, нельзя, но кабаргу можно - мускусный "пупок", из-за которого ее и собираются разводить, стоит на "черном" коксинском рынке около 200 евро. То есть, если кучерлинцы - самые ценные люди в России, то кабарга - самое ценное в России животное.

Но вернемся к мосту и тому, куда он ведет. В официальных релизах данный мост иногда указывается элементом федеральной трассы Иня-Тюнгур - несмотря на то, что сама эта сорококилометровая горная дорога еще с советских времен не существует (разрушена, проезд невозможен). Но этот мост не является ее частью, и даже не примыкает к ней - он идет от села Тюнгур на другой берег реки Катунь, где расположено алтайское село Кучерла на 40 дворов и пара демократичных турбаз для стартового приготовления идущих на Белуху туристов. Дальше только горы и леса.

Более того, всего в нескольких десятках метров от строящегося моста находится возведенный еще в 70-х годах прошлого века рабочий подвесной автомобильный мост, давно ставший достопримечательностью не только Тюнгура, не только всей республики, но и всей страны - в 2018 году он вошел в "Топ-6 удивительных мостов России". Старый мост вполне удовлетворяющий потребностям по переправе через Катунь и туристов, и кучерлинцев.

Новый мост нужен, очевидно, с одной единственной целью - чтобы по нему прошла тяжелая строительная техника. Старый тюнгурский мост выдерживает только малотоннажки и трактора - чего, впрочем, вполне хватает для нужд местных жителей. Но если затем вести дорогу дальше, или начинать какое-то строительство, то без тяжелой техники никак.

Вот карта интересующей нас территории. Вверху Тюнгур, Кучерла и Катунь. Внизу Кучерлинское озеро и Белуха (в правом углу).

На Кучерлинском озере расположена пресловутая "дача Грефа", который является главным подозреваемым бенефициаром всей этой аферы. Сейчас доступ к ней с помощью вертолетов (и пешком/на конях).

Вообще-то не верится, что Герман Оскарович за федеральный счет решил вести дорогу до своей дачи. Довольно большую часть расстояния от села Кучерла до "дачи Грефа" можно преодолеть по земляной дороге. Но последние километров двадцать придется пробивать по настоящему горному ущелью с труднопроходимой тайгой, а это означает десятки миллиардов рублей, даже без учета воровства на ее строительстве. Россия, конечно, предоставляет огромные возможности для олигархов, но не до такой степени.

Кроме того, Греф вряд ли захочет портить свой тихий спокойный уголок на озере дорогой и всем, что она принесет.

Но кроме этого варианта есть ещё.

По ту сторону Катуни раскинулись сотни гектар пастбищ и покосов тюнгурцев и кучерлинцев, которые экономически были бы намного эффективней в использовании как рекреационные земли. Озер там нет, но реки Кучерла и Аккем сами по себе более чем достойные объекты, чтобы расположить на их берегу загородную виллу. С точки зрения вип-туризма конкурентов у данной местности на Алтае очень мало. Сакральная Белуха, опять же, под боком.

Начинать обживаться на Кучерле можно сразу после ввода в эксплуатацию нового моста. А вот чтобы добраться до Аккема, нужно будет потратить еще несколько миллиардов на дорогу через перевал Кузуяк. Но там и места поинтересней. Слава Богу, ландшафт Аккема посуровей, и пробить дорогу вверх до Белухи вряд ли получится.

Что касается земель, то учитывая, что строительство нового тюнгурского моста началось еще в 2010 году, думается, что владельцы проекта уже позаботились о скупке сельскохозяйственных участков. Кроме того, питомник кабарги как стратегический федеральный объект позволяет вполне законно экспроприировать земельные участки у собственников. Именно для это цели была нужна и "Мультинская ГЭС", которая также должна была сделать закрытой широкую полосу территории от Нижнего Мультинского озера до села Мульта.

Соседство с олигархами вряд ли позитивно скажется на Усть-Коксинском районе в плане инфраструктуры - маловероятно, что отремонтируют дорогу до Чуйского тракта, так как дороги и новый мост будут исключительно для обслуживающего персонала, - сами хозяева вилл вполне могут пользоваться вертолетами. Вице-премьер Роберт Пальталлер уже совершал рабочие поездки в район на вертолете, например.

Есть еще один момент, с которым придется столкнуться будущим новым "приезжим" Усть-Коксинского района, - это местные жители. Кучерла - полностью алтайское село, Тюнгур - преимущественно. Из-за территориальной отдаленности от других населенных пунктов и районного центра живущие достаточно автономно. В Кучерлу еще никто не совался, а около Тюнгура пытаются строить дома и турбазы другие "приезжие". Нескольких, которые особо нехорошо себя вели, сожгли (дома). В том числе из-за скупки ими сельхоз земель: животноводство - единственный способ заработка для местных жителей. Отсутствие покосов ставит под вопрос само существование этих сёл.

Скорость убывания численности населения в селе Кучерла в пять раз больше средней по району. В 2011 году в селе по формальной причине был закрыт фельдшерско-акушерский пункт. Возможно, будущие новые "приезжие" уже решают вопрос местного населения.

Руслан Макаров

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.90 (10 голосов)