Теоретически, корреспонденты и журналисты должны в своей работе сохранять полнейшую беспристрастность. На практике это получается далеко не всегда. Например, нашей редакции отчетливо по нраву Мульта и Замульта. Это села с богатой историей, своими традициями и весьма интересной новейшей историей. Очень любопытные социальные процессы там происходят. К примеру, нашему корреспонденту повезло побывать на рабочей встрече председателя Совета районных депутатов О.В. Акимова с депутатами и неравнодушными жителями сел Мульта и Замульта.

О.В. Акимов пояснил, что как председатель районного Совета депутатов обязан оказывать практическую помощь депутатам районного совета в их работе, именно поэтому встреча состоялась. Олег Викторович пригласил на встречу юриста районного Совета депутатов Кудрявцева Игоря Вячеславовича.

Председатель уже знал тематику вопросов предстоящей встречи: дороги, ЖКХ. Официальная пресса так бы и написала: состоялась рабочая встреча... Были затронуты такие-то вопросы... были даны такие-то ответы, а над тем-то и тем-то было обещано подумать...

Но мы расскажем об этой встрече подробно, насколько это возможно. Поскольку на этой встрече озвучивались вопросы, над которым стоит подумать каждому жителю района, который бы хотел улучшить жизнь нашего общества.

Встреча с О.В. Акимовым проходила в уютном, гостеприимном мультинском СДК. На встрече присутствовала З.А. Лопатина, депутат районного Совета от Верх-Уймонского поселения, которая представила всех присутствующих: Н.Л. Милус, депутат сельсовета, О.В. Шевчук, экс-сельский депутат, неравнодушная жительница Мульты, Н.Г. Байданова, директор СДК, А.В. Илларионов, неравнодушный житель Мульты, социальный работник П.И Еремина, Н.В. Роткина, жительница Замульты.

О.В. Шевчук выразила признательность за то, что О.В. Акимов посетил Мульту и организовал эту рабочую встречу. Вот уже несколько лет ставятся одни и те же вопросы, но ответов на них не находится. Для того, чтобы справедливость восторжествовала, необходимы какие-то знания, поэтому хорошо, что на встречу приехал юрист. В принципе, вопросы накопились районного масштаба.

Список вопросов

Н.Л. Милус озвучила список вопросов. Вопрос номер один: Замульта, ул. Центральная, "боль, позор и ужас", и продолжение - улица Майская. О.В. Акимов сразу задал вопрос по делу и поинтересовался протяженностью улиц, которая составляет около 2-х км. Эти две улицы составляют центральную магистраль Замульты, а есть еще улица Курусай, "в которой утонуть можно".

Второй вопрос - очередное благоустройство мультинской свалки, которую закрывать не можем позволить, значит, надо подустроить к сезону.

Третьим вопросом было озвучено состояние подвесного моста через Катунь, "который всем прекрасен, но не обихожен". Если ему не уделить внимания сейчас, то может прийти конец. Поэтому надо решить, кто и как его будет содержать.

Общими усилиями вспомнили, что его взял на баланс МУП, во времена управления М.В. Слатвинской. Но по бумагам МУП, а на практике - никто. Мост на самом деле хорошо сделан и позволить ем разрушиться будет очень большой глупостью.

Разрушается мост не только в сиу естественных временных причин, но с помощью рук человеческих. "Подпиливают потихоньку, трубки какие-то себе берут, это же опасно!" "Все по осени тюки возят, зимой лес". "Было написано 3 т., сейчас 5 т.. А проезжают все 20 т.!"

О.В. Акимов записал себе - узнать в ГИБДД про судьбу моста, грузоподъемность.

Н.Л. Милус перешла к следующему вопросу. Напомнила, что идет работа над созданием памятника природы местного значения на уровне поселения (имеется в виду озеро Карасевое). Есть методичка, которую принимали по работе с этими вопросами, есть документ, который был принят практически в 2015 году, в селе Элекмонар Чемальского района. Он утвержден, он действует. Это типовой документ о порядке утверждения памятников природы местного значения. Его можно взять за образец, подвергнуть юридической проверке. Есть намерение сделать несколько таких памятников.

Если мультинцы это сделают, то мультинский опыт может быть использован и взят на вооружение другими. Соответственно, наши прекрасные объекты природы будут под охраной и защищены от посягательств недобросовестных предпринимателей, которые хотят делать деньги на природе. Бывают еще памятники природы районного значения. Районный Совет депутатов может совершать аналогичные действия по присвоению такого статуса объектам. В Мульте будет проводиться круглый стол по этой теме.

Как бы бесплатные дрова

Следующий вопрос о насущном. О валежнике. Наше государство на уровне РФ внесло изменение в Лесной кодекс, меньше чем обещано, но в тоже время даны регионам права по уточнению лесопользования именно в части использования населением ветровала и валежника для без оплатной и без лесобилетной заготовки дров. Наши, республиканские, НПА не найдены. "Либо проленились и не приняли подзаконные акты, либо приняли, положили под сукно и не сказали, и доступа нет".

Юрист И.В. Кудрявцев сделал поправку, что пока ничего не приняли. Н.Л. Милус продолжила развивать эту актуальную для всех тему. Пока закон на региональном уровне не принят, надо в него предложение внести, а то опять кислород перекроют. Опыт других регионов, из числа тех, что удалось посмотреть в интернете, показывает, что самые справедливые и разумные поправки в федеральный закон имеют место быть в Республики Коми.

Если наше правительство РА примет похожее, то будет хорошо для всех. А вот какой проект они принимают и подвергают юридической проверке, хотелось бы выяснить и успеть внести свои предложения депутатам Эл Курултая. В других регионах принято, что палку не больше метра на "своему горбу нести", в машине нельзя везти, при этом с топориком и сучкорезом в лес не зайти. Но на всю Россию идут громкие заявления, что теперь у нас население будет с дровами. "Это просто издевательство, так нельзя с людьми поступать!"

На словах можно валежник заготавливать, по документам нельзя, кроме последней гнилой палки размером с метр и без топора. В Алтайском крае распространили слух, что все можно. Под это дело созданы порядка 20 летучих отрядов, укомплектованные полицией, техникой, средствами связи. Всё для того, чтобы ловить нарушителей, которые сейчас, как снег сойдет, пойдут за дровами. В Алтайском крае прошли ветровалы в прошлом году по колкам березовым, которые сейчас выйдут из-под снега.

Эти 20 летучих отрядов будут надзирать за этим ветровалом. Люди услышали, что их можно взять, а людей будут ловить с поличным, выписывать штрафы и заводить уголовные дела. Н.Л. Милус написала предложение по этой теме, адресованное ГС-ЭК, и его необходимо как-то до нашей республиканской думы донести.

А.В. Илларионов затронул тему ветровала и дорог. Представим, что дерево рухнуло поперек дороги... Должно быть позволено людям это дерево убрать, иначе будет три дня поперек дороги лежать, как однажды уже было. Бывали и случаи, когда людей штрафовали за то, что расчищали дорогу от ветровала. Н.Л. Милус подытожила, что речь про обеспечение населения дровами и о том, что дали "зеленый свет" на внесение поправок в федеральный закон и надо, чтобы у нас приняли нормальные правила, а не "драконовские". Кроме того, по существующим правилам ветровал все равно нужно выписывать, хотя то, что упало на землю, в любом случае безнадежно, а лесников сократили. В итоге на тех немногих оставшихся сотрудников лесхоза упала десятикратная физическая бюрократическая нагрузка.

Правильные поправки в законодательство, которые можно принять на республиканском уровне, снимут эту дополнительную нагрузку. "Люди пусть охраной леса занимаются, чем этим непонятным гиперконтролем". Обсудив, насколько возможно на уровне района или даже РФ вернуть в лесхозы кадры, вернулись к озвучиванию списка вопросов.

Вопросы на "сладкое"

Н.Л. Милус сказала, что есть по бюджету много вопросов, по его наполнению.

Также фонд земель перераспределения, который канул непонятно куда, но понятно кому - большой вопрос, который мультинцы так просто не оставят, это точно.

"На сладкое" можно было бы обсудить памятники археологические. Есть намерение как-то это дело окультурить и держать на контроле. О.В. Акимов сказал, что это на уровне района, это все круг вопросов замглавы администрации по социальным вопросам, то есть Т.С. Шадриной.

Раз уже заговорили о кадрах, о природе, то был озвучен вопрос, есть ли вообще в районе специалист, который занимается вопросами экологии, в чьей это компетенции? По воспоминаниям, которые увели в далекие 90-е, такие сотрудники в администрации были, но их сократили.

О.В. Шевчук поинтересовалась, как О.В. Акимов относится к идее создания общественного ЭкоСовета на уровне поселения. Такой опыт можно будет распространить и по всему району: создать совет из людей, которые так или иначе имеют отношение к экологии. Это предприниматели, самодеятельные горные проводники, жители села, которым не все равно, школьные учителя… Выяснилось, что О.В. Акимов и сам состоит в таком экосовете при разных природоохранных организациях района. Зачем такой общественный экосовет на уровне поселения? Чтобы у его участников были какие-то полномочия, например, давать отдыхающим в лесу людям убирать за собой мусор.

Где улицы, а где дороги?

После того, как обширный список вопросов был озвучен, попробовали перейти к ответам. Почему мы пишем "попробовали"? Потому что О.В. Акимов как умный человек и грамотный руководитель решения всех проблем обещать не стал, многое до поры до времени записывал к себе в тетрадочку.

Итак, первым в списке значился дорожный вопрос. С него и начали, как с самого болезненного. Каждый год, по словам председателя Совета, район тратит 8 млн 250 тыс. на дорожную деятельность. Из этих 8 млн платят 3 млн за лизинг, потому что покупали экскаватор, который очень дорогой. В итоге получается 5 млн. Эти 5 млн на весь район надо распределять: 1 млн на паспортизацию дорог, 4 млн на обслуживание всех дорог. Получается, что один раз в год грейдер может пройти по каждой улице в районе, поэтому как ваши большие улицы... Но закончить мысль Олегу Викторовичу не дали, целый хор голосов запричитал: там одним грейдеров не обойдешься, там строить улицы надо! На этом моменте разговор принял интересный оборот.

Н.Л. Милус задала вопрос: а кто строит улицы? На какие деньги? Действительно, интересно. Если содержание местных дорог идет из местного бюджета, то как финансируется строительство улиц? Не надо ничего делать "под видом ремонта". Вопрос поставлен четко: строительство улицы в населенном пункте как осуществляется в нашем государстве? У нас в стране есть города, поселки…Кто, каким образом, на какие деньги строит там улицы?

Наш корреспондент привел пример: "Смотрите, есть микрорайона Башталинка, есть градостроительный отдел. Они планируют коммуникации, а улицы? Или люди протопчут вот и улицы?" Однако, вопрос остался без ответа

О.В. Акимов вдруг начал сетовать, что у нас в районе проблема - отсутствует карьер, нет мелокозернистого гравия. Н.Л. Милус парировала, что это вопрос денег. "Берется калибровка в аренду, в том же Барнауле, берется и калибруется имеющийся разнокалиберный материал. Это вопрос денег, а деньги где?" И да, кто же всё-таки в нашем государстве строит улицы?

Кое-кто пессимистично заметил, что на 4 млн много не построишь. Да, но вопрос не в четырех миллионах, вопрос в том, что надо сорок миллионов и на эти построить улицы. Где их взять? Откуда? Не из этих четырех миллионов дорожного фонда, а с другого места.

О.В. Акимов сослался на районных специалистов, которые говорят, что для строительства одного километра дорог по всем стандартам необходим один миллион рублей.

Значит, сделала вывод Н.Л. Милус, на Замульту нужно два миллиона. Причем не из тех четырех миллионов дорожного фонда, а откуда-то еще. Наша задача выяснить - откуда?

Для разрядки обстановки повспоминали, кто чего обещал, кто чего говорил, потом разговор про дороги неожиданным образом повернул в сторону власти и губернаторов. О.В. Шевчук поделилась информацией, найденной в сети Интернет. Оказывается, в Кремле будут оценивать губернаторов по качеству дорог. Существует некий коэффициент, введенный для губернаторов, по выполнению федерального проекта "Дорожная сеть", входящего в национальный проект "Безопасные качественные автомобильные дороги". В приоритете у губернаторов ремонт региональных трасс, потом ремонт в агломератах с населением более 200 тыс. человек, а также снижение доли перегруженных дорог. Внимание, вопрос знатокам: мы (имелся в виду Усть-Коксинский район) входим в какие-то национальные проекты республиканского значения? Если по качеству дорог будет оцениваться губернатор, то, может, нам пора писать куда-то туда? Конечно, О.В. Акимов не стал подсказывать, куда именно надо писать по качеству дорог для оценки губернатора, иначе вышло бы, что власть расписывается в своем бессилии. Но глава МО в состоянии решить замультинскую дорожную проблему?

Понятно, что О.В. Акимов переживает за район. Республике выделили приличную сумму "на дороги". Но сколько перепадет на район - неизвестно. Будучи депутатом от Огневского поселения, Олег Викторович радеет и за дороги в селах Огневка и Березовка. Необходимо асфальтировать центральную улицу в этих селах, потому что туристический поток идет на Красную гору, пыль стоит ужасная. О.В. Акимов также ждет этих денег, но пока не озвучивается, сколько денег будет выделено на Усть-Коксински район.

Вдруг выяснилось, что так просто такую информацию не спросишь. Раньше было ДРСУ, теперь ДРСП, и это все получается "частная лавочка".

Присутствующие мультинцы удивились: "Почему она частная лавочка стала?" "Вопрос не к нам", - ответил О.В. Акимов. "А к кому? - этот вопрос прозвучал хором, - Когда, на каком уровне перешла? На законном основании?". Общими вопросами и усилиями выяснили, что "Автодор" и его дочерние предприятия получают эти "дорожные" деньги, выделяемые на республику и районы. Но открытым остался вопрос, как внимание этих получателей средств обратить на проблему села Замульта? Вот Чуйский тракт ремонтируется часто и помногу. Может, хотя бы на одно лето оставить в покое Чуйский тракт и сделать улицу в Замульте?

В общем, интересный это вопрос, про бюджет и дороги. Потому что выяснилось, что неизвестно, какие суммы приходят на республиканские дороги и районные. Потому что эти денежные средства в районный бюджет "не заходят", а следуют своими параллельными путями. Вопрос - куда? И сколько? Вам интересен ответ на эти вопросы, уважаемый читатель? Нам очень интересен.

Мало того, осталось непонимание: кто контролирует поступление в район денежных средств на ремонт и строительство дорог? Но запрос от имени Совета депутатов подать можно. Потому что назрела крайняя необходимость. Вопрос стоит остро. "Мы на свою машину тратим только на запчасти". "Школьная "газель" бьется, дети не могут пройти пешком"

"Я живу в Замульте 30 лет, это крик души. Не проехать, не пройти. Сел за руль и поскакал". "Если мы не можем знать, как эти деньги распределяются, то могли бы встать на какую-то очередь? Заявку подать, чтобы они обратили…" "У них на бумаге, может, все уже сделано давно…". Такие реплики прозвучали от лица неравнодушных граждан по поводу дорог.

Поговорим о деньгах

Тема бюджета вообще началась с тонкого психологического наблюдения: мы так привыкаем, что все плохо, плохо... а потом - главное, чтобы хуже не было. Наверное, это замечание последовало, потому что на тему бюджета простые люди в основном думать и разговаривать не хотят. А зря. Потому в нашем полном гражданских благ и свобод государстве мы зачастую не знаем, откуда берутся деньги, как они приходят, как они в действительности распределяются, куда они деваются. В то время как люди, которые имеют этот так называемый доход, поступление денег, распределяют их как мы не просим. Мы не заявляем, а у нас, в принципе, система имеет в большей степени заявительный характер.

О.В Акимов сказал, что Совет депутатов как представительный орган только утверждает бюджет. Главный распределитель бюджетных средств - районная администрация с главой админстрации, которые деньги весь год могут перебрасывать туда-сюда с согласия депутатов. "Но они иногда нас тоже перед фактом поставят, и всё". З.А. Лопатина подтвердила: "Да, скажут - извините, деньги уже переброшены, перекинуты". Есть и хорошие тенденции. Денег все больше поступает на распределение.

Поскольку О.В Шевчук в свое время была сельским депутатом, изучала вопрос бюджета, поэтому ее вопросы по этой теме были очень конкретны: "В федеральном бюджете деньги четко распределяются. Допустим, дотации - это 50 процентов от бюджета, субсидии - 22 процента, субвенции - 20 процента. Это как-то определено, когда районный бюджет принимается? Или сейчас дали право распоряжаться муниципальному образованию?" Нет, был ответ, они все целевые деньги.

О.В Шевчук: "Да, но что такое дотации? Это берется численность населения и по коэффициенту вычисляется. То есть каждый из нас входит в эти дотации. Но что мы с этого имеем? Я не имею в виду напрямую, я не об этом говорю, чтобы каждому должны ккаую-то денежку дать... Что мы имеем непосредственно в благах? Имеем те же субсидии. Они распределяются, это могут быть целевые программы, те же дороги, повышение заработной платы учителей...Программы, которые имеют большое значение государственное. Субвенции - это возможность еще каким-то образом распределять бюджет. Вопрос в том, даются вам (Совету депутатов) права распределять бюджет?"

О.В. Акимов: "Понимаете, у нас бюджет весь социально ориентированный. Там восемьдесят процентов - образование. Там все прописано. Культура была пять процентов, сейчас семь процентов. Все зависит от наших доходов. Сколько заработаем - можем пускать на дорожную деятельность..."

О.В. Шевчук: "Почему так? На основании чего?"

О.В. Акимов: «...зарабатывать мы не можем никак. Постоянная проблема. У меня есть раскладка: сколько предпринимателей, сколько населения...Получается, что у нас доход за счет других организаций, пограничники нам платили бы - было бы хорошо. Так 50 млн мы получаем с НДФЛ, что-то дают крупные хозяйства (Амур, Абай), а от туристической деятельности практически ничего».

О.В. Шевчук: "Я правильно поняла, что те бюджетные деньги, которые приходят именно для выравнивания бюджета, чтобы мы все жили более--менее нормально, они все уходят на образование большей частью? Почему так?"

Н.Л. Милус: "Откуда берется цифра? Почему бюджет имеет именно такой размер, почему мы не можем сказать: нам этого не хватает, добавьте нам на столько- то больше? Это же заявительный характер? Почему, кто сказал, что цифра должна быть только такая и ни копейкой больше?"

Еще раз про мосты и дороги

Оставив бюджетные вопросы как бы висеть в воздухе, вернулись к теме улиц и дорог.

Н.Л. Милус: «По-прежнему интересует статус дорог. Есть дороги и есть улицы. С юридической точки зрения это одно и то же? Или правовой статус и форма собственности у них различна? Вопрос к юристу».

И.В. Кудрявцев всё-таки высказал мнение, что улицы в той же Замульте - это дороги местного значения. Что касается владельца, то здесь дело темное, непонятное. Кто должен обслуживать - понятно, кто владелец и какова форма собственности - непонятно. С другой стороны, в этом году планируется паспортизация всех дорог. Когда все дороги будут оформлены, то станет возможно вступить в программы по ремонту этих дорог.

О.В. Шевчук попросила уточнить, как давно эта паспортизация началась и когда она коснется непосредственно жителей Мульты и Замульты, и какая ожидаемая польза от этой паспортизации. О.В. Акимов предложил поговорить про мост, но мультинцы напомнили, что их больше, чем один. Есть еще два моста через речку Мульта, которые ведут в Замульту. Они всякий раз во время паводка подвергаются угрозе и тоже непонятно, чьи они, кто каким образом финансирует.

О.В Акимов деликатно напомнил мультинцам, что проблемные мосты есть в других поселениях. Например, саксабайский мост. Его передали на баланс района уже два года как, но серьезного ремонта как не было, так и нет. Может быть, надо, чтобы его снесло? Как бы пошутили присутствующие. Так и деньги сразу появятся. Но Н.Г. Байданова мрачно заметила, что два клуба уже сгорело и ничего не поменялось. О.В. Акимов напомнил, что есть еще сложный мост в Амуре, серьезный ремонт которого требует 10 млн. Это замечание повернуло разговор в немного философское русло.

Деньги же есть в государстве, газ добывается, нефть качается, что мы как бедные родственники? О.В. Акимов, сказал, что деньги на мосты просят у республиканского правительства.

"А республика этот Чуйский тракт уже на десятый раз заасфальтировала!" "Почему мы просим? Это наши деньги, мы можем их взять. Эта нефть тоже наша". Наш корреспондент спросил, можно ли как-то обратить внимание, сказать: ребята, хватит Чуйский тракт, сделайте нам Замульту? Как можно повлиять на выбор перераспределения средств? Этот вопрос остался без ответа, зато пошутили немного про грядущие в сентябре выборы в Эл Курултай.

Это немного разрядило обстановку, но серьезности разговор не потерял. Было замечено, что социально взрывоопасная ситуация складывается. Терпение не может быть вечным. Н.Л. Милус выразилась категорично: "Я лично готова перестать платит всё, пока нам не выделят денег сколько надо, чтобы мы начали жить по-человечески. Ни за свет, ни за воду, ни налоги - ничего не буду платить и в магазин ходить перестану, чтобы НДС никто с меня не мог получить. Буду картошку есть, пока нам не сделают эту дорогу. Я одна, допустим, сумасшедшая, но у нас в районе семнадцать тысяч населения. Если семнадцать тысяч доведете до такой же кондиции... Мы вообще перестанем платить, и всё. И пусть электрики, дорожники сами разбираются, кто кому чего должен, чтобы мы потом возобновили платежи".

Может, в этом заявлении было немного иронии и юмора, но О.В. Шевчук уже очень серьезным голосом сказала: "Если государство снимает с себя социальные обязательства, то надо думать..."

На этом рабочая встреча не закончилась. Были рассмотрены вопросы с налогами и турбизнесом, экологии и мусорной реформы, а также земель из фонда перераспределения. Мы опубликуем этот материал на сайте lis60.xyz (или к тому времени уже lis61.xyz) и в следующем номере/ Нам кажется, уже есть над чем подумать. А вы как считаете?

«ЛИСток» в Усть-Коксе»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)