[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений Tungur как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

"Красота какая, речка, горы! А воздух какой!" - Именно так обычно восхищаются туристы красотой маленькой горной деревни, расположенной на берегу Катуни в предгорьях Белухи. Название у деревни очень поэтичное - Тюнгур, переводится с алтайского языка как "бубен шамана". Сразу за рекой еще одна деревня - Кучерла, которая соединяется с большим миром подвесным мостом, ставшим для туристов уже своеобразной достопримечательностью, и немудрено, ведь их на две деревни не так уж и много. Во времена разрушительного паводка этот мост был признан аварийным, но я не могу сказать, что он сильно изменился. Утверждаю с уверенностью, все в деревне так же, как и двадцать лет назад, только молодежи совсем не стало, все стремительно покидают Тюнгур, обустраиваются в городах, где с работой попроще.

Да еще появилась довольно примечательная бело-красная вышка, похожая издалека на большую конфету, которую построили для нужд ФСБ, ведь граница недалеко. Пользы местным от такой красоты ни на грош, стоит чудная вышка, а мобильная связь ловит местами, про мобильный интернет вообще молчу, вот раздавала бы вышка Wi-Fi, цены бы ей не было. 

Сказать, что подавляющее большинство жителей деревни бедно живет, это, наверное, грубовато. Даже на первый взгляд видно, что Тюнгур потихоньку умирает, по центральной улице очень много брошенных домов. На улицах так тихо и безлюдно, что закрадывается мысль, а не настал ли зомби-апокалипсис. Будто вот-вот из-за угла, покачиваясь и вытянув руки вперед, на тебя начнет наступать группа монстров в поисках свежих мозгов.

Отдельно жители, которых я все же встретила, попросили упомянуть о дороге. Через село проходит федеральная трасса Р 373, которая после Тюнгура превращается в так любимую туристами-экстремалами "Несуществующую дорогу", фактически, в непроходимую для автомобилей тропу. В 2006 году новосибирские джиперы все-таки прошли на автомобилях по маршруту Тюнгур - Иня, но это уже быльем поросло. Насколько мне известно, дороги, обозначаемые префиксом Р, связывают между собой административные центры России и являются трассами федерального назначения. Так вот дорога в таком состоянии, что по ней на велосипеде страшно разогнаться, не говоря уж о том, чтобы автомобиль проехал. Приходится вилять, объезжать многочисленные выбоины, которые в некоторых местах разрастаются до ям, проглатывающих половину предполагаемого дорожного полотна. Всего то и надо отсыпать, это и денег гигантских стоить не будет, и физические затраты минимальны, но, видимо, поэтому власть и не берется за ремонт - не прибыльный проект. Про асфальт местные жители только шутят, чтобы на него посмотреть, им нужно ехать до райцентра, села Усть-Кокса, там есть немного, с советских времен лежит.

Благими намерениями...

Осенью 2014 года в Тюнгуре начали строить новый мост, буквально в нескольких метрах от старого. Реализация этого проекта предполагала связать дорогой населенные пункты Онгудайского и Усть-Коксинского районов, что должно было благотворно сказаться на экономическом положении отдаленных территорий республики. Аукцион на строительство моста выиграла широко известная в Республике Алтай фирма ОАО "Сибмост". Помимо ряда без сомнения успешных проектов, популярность фирме принесла работа над одиозным проектом "Алтайской ямы", который и по сей день не завершен.

С тюнгурским мостом дело сразу не заладилось, Катунь была высокая и подмывала эту сомнительную стройку. Строили всю зиму, соорудили деревянный домик, отсыпали берег, на другом берегу сделали подъезд и залили бетонное основание. Местные рассказывают, насыпали две огромные кучи гравия, который брали из карьера неподалеку. Как значится в проекте, опубликованном на сайте госзакупок: "Для устройства насыпи земляного полотна подходов, конусов моста, отсыпки рабочих площадок обследовано 2 площадки залегания грунтовых строительных материалов. Согласован местный резерв (площадка) крупнообломочного грунта (владелец - сельская администрация МО Катандинского сельского поселения). Данный резерв (площадка) расположен в 100 м влево от км 73+600 а/д Иня-УстьКокса-Усть-Кан-Туэкта".

Строительство в январе 2015 годаВ общем работа кипела около года. Под конец зимы мостовики трудились в две смены, чтобы до паводка успеть. Был сооружен временный мост, его еще видно на фото от 28 января 2015 года. Как вы уже догадались, простоял он недолго. Наступила весна, и Катунь благополучно смыла всю стройку. Временный мост разобрали, кучи гравия, затраченные на них усилия и бюджетные деньги, утекли в Катунь. Строители еще какое-то время оставались в деревне, по словам местных жителей, техника простояла еще до середины лета 2015 года, видимо, тут уже возникли проблемы с финансированием, и строительство так и не продолжилось.

По официальным данным в 2015 году на строительство этого моста было выделено 200 миллионов рублей, приказ о финансировании был подписан 17 апреля, о чем Глава Республики Алтай Александр Бердников отчитался в своем ежегодном докладе. В 2016 году планируется потратить еще 400 миллионов рублей, пообещал он.

Вот вам небольшая сводка о порядке финансирования моста:

за счет средств республиканского бюджета РА:

-оплата в 2014 году составляет 20 000 000 (двадцать миллионов) рублей 00 копеек;

-оплата в 2015 году составляет 20 000 000 (двадцать миллионов) рублей 00 копеек;

-оплата в 2016 году составляет 20 241 070 (двадцать миллионов двести сорок одна тысяча семьдесят) рублей 00 копеек;

     за счет средств федерального бюджета РФ:

-оплата в 2015 году составляет 380 000 000 (триста восемьдесят миллионов) рублей 00 копеек;

-оплата в 2016 году составляет 384 580 332 (триста восемьдесят четыре миллиона пятьсот восемьдесят тысяч триста тридцать два) рубля 00 копеек.

Эта информация взята из проекта контракта с подрядчиком, который можно прочитать на сайте госзакупок. Итого общая сумма составляет 824 821 402,00. Насчет того, сколько уже потрачено данные немного расходятся. Если верить отчету главы региона, получается, что 200 млн рублей. Если же читать проект контракта, то выходит, что за два неполных года на мост должно быть потрачено 420 млн рублей.

Остатки мостаСтроительные материалыЧасть этих миллионов до сих пор остается на берегу Катуни в виде огромных железных труб, а другая часть в виде железной гульки торчит посреди реки.

А все-таки вызывает недоумение, как удалось опытным инженерам, будем надеяться, что мост через Катунь доверили проектировать именно таким, так бездарно составить проект, что первым же паводком смыло напрочь все. Закрадывается крамольная мысль, может оно и к лучшему, так хоть без жертв обошлось. Или, можно предположить, что этот проект изначально и задумывался под распил.

Отдельно стоит отметить активное участие в строительстве самого А.В. Бердникова, который лично в 2015 году посетил стройку, компанию ему составлял бессменный глава Усть-Коксинского района С.Н. Гречушников, на этом участие главы Республики Алтай, к сожалению, закончилось.

Вот, что он рассказал о своей поездке:

- Я был во всех этих селах не так давно, встречался в Инегене, Тюнгуре. Кучерле, люди просят этого, хотя бытует мнение у некоторых деятелей, что этого не нужно, что должна быть нетронутая природа. В Инегене люди говорят — дайте нам дорогу на Тюнгур, мы хотим жить, развиваться, как вся республика.

{gallery}Tungur{/gallery}

Мост нужен

Нормальный мост все-таки в деревне необходим. Во-первых - туристы. Пусть у нас на Алтае, судя по хвалебным речам самого Путина, которого, к слову, в глубинке продолжают беззаветно любить и всегда хвалят, внутренний туризм успешно реализуется и развивается, а поток туристов неуклонно растет, дороги путной почему-то построить не хотят. Как же, интересно, этот самый поток туристов прорвется к нашей сакральной нетронутой природе по аварийному мосту грузоподъемностью три тонны. Это развлечение только для энтузиастов с наклонностями экстремала. Не говоря уже о дороге, где яма на яме.

Во-вторых - население. В деревню за рекой не может попасть ни скорая, ни пожарные. Случись чего, доедут до моста и встанут. Но если не говорить о чрезвычайных ситуациях, которые бывают очень редко, хороший мост всегда пригодится.

Пока пусть неизвестные деятели, упомянутые А.Бердниковым, радуются, похоже природа в Тюнгуре так и останется нетронутой. Сейчас вместо грандиозного моста за сотни миллионов торчит посреди Катуни железная гулька - новая достопримечательность деревни, не такая сакральная, конечно, как памятник Петру Сухову на месте, где расстреляли его отряд, но через N-ое количество лет памятником она вполне может стать, если строительство не возобновят.

Окончание работ по строительству моста, согласно проекту контракта, назначено на 20 декабря 2016 года, но судя по масштабу стройки на сегодняшний день, сроки, очевидно, продлят.

Гр.Ю.


1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.88 (4 голосов)