Состояние Турочакской писаницы беспокоит не только местных жителей, но и гостей Турочака. Так, совсем недавно с соцсетях и барнаульских СМИ появились возмущенные посты на эту тему драматурга, член Союза журналистов РФ, редактора и ведущего авторских телевизионных программ "Афиша", "Культурная столица" и других проектов, выходивших в эфир телекомпаний Барнаула, Вадима Климова. 

В своем профиле в ВК и Instagram Вадим пишет:

"Образованных современников бесят буквы на скалах "Киса и Ося были тут". Знаю, что на Алтае с надписями борются, но как быть с Турочакской писаницей? http://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/1550-turochakskaya-pisanitsa
Кто-то давно уже обновил изображение Лося половой краской, а рядом появились буквы. И это еще не все, обратите внимание, что на первом фото нет костра. (28 мая 2019 г.) А теперь какой-то нехороший человек организовал костер, (фото 3 июня 2019 г.) гарь от костра остается на скале и уничтожает древний памятник. Интересно, как охраняется Турочакская писаница, внесена ли она в реестр памятников? Почему рядом на скале не установить информационный щит, где указать, что это памятник мирового значения и костер разводить запрещено. Отправлю письмо. "Уважаемая Ольга Юрьевна Антарадонова - Министр культуры Республики Алтай, что вы думаете по поводу сохранения памятника истории?" Древние люди, которые оставляли на скалах изображение, наверное, могли кого-то из соплеменников бесить. Древний умник кричал им. "Гады, зачем скалы портите каракулями?" Но у древних не было интернета и даже бумаги. Я хотел начать реставрацию, убрать буквы и подтеки краски, но подумал, что нужен специалист с разрешением, а то назовут меня вандалом, а я не такой. Я уже писал про наскальные надписи https://www.gorno-altaisk.info/news/62596 к несчастью те Райковы, так и живут проклятые. Потому что "отсутствия мозга", это страшное проклятие" (орфография автора сохранена).

Здесь был Вася!

Возможно, о писанице нашей те, кто должен ее защищать, даже и не знали, потому что, как ни странно, большинство жителей Турочака понятия не имеют о том, что непосредственно в нашем селе расположены настоящие памятники археологии.

Даже я о них узнала только полтора года назад, хотя первый раз приехала в свое любимое селение в 1997 году. А ведь древние изображения животных можно встретить на скалках в самых разных уголках Турочака по берегам Бии. Но к интереснейшему из них - лосю, про которого и идет речь, можно подплыть лишь на лодке, ну или просто подплыть.

Рисунок лося, на самом деле, обнаружен в 80-е годы директором Бийского краеведческого музея Б. Х. Хадиковым. А книга "Алтай. Сокровище культуры" рассказывает, что петроглифы Турочакской писаницы для Горного Алтая необычны. Во-первых, они выполнены минеральной краской - красной охрой, а не выбивкой или гравировкой, как остальные подобные объекты. Во-вторых, главным персонажем рисунков здесь является лось, который редко встречается на других алтайских писаницах. Изображение лося - это художественный образ, неразрывно связанный преимущественно с мировоззрением таежных охотников.

Первое время Турочакскую писаницу датировали концом каменного века. Затем этот уникальный памятник был отнесен к более поздней эпохе - эпохе бронзы. Можно быть уверенными, что Турочакская писаница - одна из древнейших, выполненных красками.

Однако, как уже стало ясно из поста Вадима Климова, плевать люди хотели на достопримечательности. Именно поэтому какой-то вольный художник уже обвел лося краской, притом неаккуратно, с подтеками. Зато теперь лось лучше выделяется на фоне инициалов "А. В." некого "ценителя искусства", пожелавшего увековечить свое имя на памятнике бронзового века. Руки бы оторвать этому А. В., воистину!

Я в своем профиле Instagram тоже как-то на эту тему писала, что неплохо было бы, чтобы всем уважаемым туристам, в разные годы оставившим след в каком бы то ни было уголке Горного, кто-нибудь на машине нацарапал бы гвоздем "Здесь был Вася!". Я считаю, что простить можно только наличие таких надписей, как на Красных воротах, где неизвестный сообщил, что вернулся с войны, указав сорок какой-то год…

А туристы, а, может, и местные, лучше бы записочку какую-нибудь прикопали бы, а потом лет эдак через десять со своим ребенком вытащили, чем портить археологические открытия!

А что наши власти?

У нас же для сохранения памятника исторического не придумали ничего лучше, чем поставить в центре села его копию, дополнительно привлекая внимания к оригиналу не всегда ответственных туристов. Хотя изначально заявлялись-то цели самые благие, как всегда.

На этот проект был выигран грант не то сельской администрацией, не то НКО Виктора Осипова, нынешнего главы района, что было суть одно и то же. В статье в собственном периодическом издании "Жить по совести", выпущенном перед выборами, было заявлено, что деньги выигрывались для реставрации и сохранения самой писаницы.

"Так как в бюджете сельского поселения средств для этих нужд, как нетрудно догадаться, нет, - говорит Виктор Осипов в статье, - я снова попытался привлечь в район ФЕДЕРАЛЬНЫЕ деньги. И получилось!". Молодец! Только вот каким образом монумент в центре Турочака поможет сохранить археологический памятник, непонятно.

Более того, данная инсталляция, совместно с фотографиями старого Турочака и надписью "Я люблю тебя, Турочак" находятся сейчас в крайне удручающем состоянии. И имеется в виду окружающая территория - плитка выложена не до конца и заляпана песком и коровьими лепешками.

Хотя в газете "Истоки" (№17(178) в предвыборной, по сути, статье про на тот момент начальника бюджетного учреждения сельского поселения, а ныне главу Турочака, Михаила Кузнецова, под названием "Скоро улицы засияют" было сказано следующее: "Эта территория некогда была заброшенной, тут бродил скот. Сейчас здесь завершаются работы по благоустройству: укладывают тротуарную плитку, разбивают клумбы, также будут расставлены лавочки, появятся фонари". Больше двух месяцев уже даже с плиткой разобраться не могут, а укладываются там пока только коровы.

Внимание свыше

Однако воззвания Вадима Климова не остались незамеченными. В соцсети, а также с почты Инспекции по госохране ОКН РА Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. был получен, надеемся, официальный ответ:

"Здравствуйте, спасибо за то, что обратили внимание на данный факт. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", объект культурного наследия федерального значения "Наскальные изображения, эпоха неолита", расположенный по адресу (местонахождение): Республика Алтай, Турочакский район, на территории Турочакского сельского поселения. Наскальные рисунки, нанесенные на скалы красной охрой, изображают лосей, быка и личину.

Турачакская писаница выделяется среди других наскальных изображений Горного Алтая тем, что рисунки не только нанесены красной охрой, но еще и потому, что главным персонажем является лось - художественный образ, неразрывно связанный с мировоззрением охотничьих племен тайги. Датировка памятника археологии в настоящее время является спорным, одни исследователи относят петроглифы к эпохе бронзы, ряд специалистов-археологов датируют неолитической эпохой.

В настоящее время в хорошей сохранности находится одно изображение, остальные плохо просматриваются и не идентифицируются. Памятник расположен в труднодоступном месте на берегу Бии, доступ к наскальным рисункам возможен только со стороны водной глади реки, зимой по льду, летом на лодке.

Инспекцией по государственной охране объектов культурного наследия Республики Алтай в план проведения проверок сохранности объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Алтай будет включен указанный памятник археологии" (орфография сохранена).

Надеемся, что памятник действительно будет включен в список объектов культурного наследия, и что это наследие хоть кто-то хоть как-то будет охранять.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)