"Русь была крещена, но не была просвещена" - такой фразой охарактеризовал духовное состояние российского православия в XIX веке известный писатель Николай Семенович Лесков, и, похоже, за два века мало что изменилось. Как показывают результаты социологических исследований, даже просто перечислить все заповеди Христовы может лишь 1,7% жителей Земли. Вышеприведенные данные, пожалуй, актуальны для нынешнего положения вещей и в Турочаке. 

По факту практически каждое воскресение, за редким исключением, в турочакском Храме св. Николая Чудотворца проходит таинство крещения. Целыми семьями, иногда вместе с большим количеством друзей, люди приезжают креститься сами и крестят младенцев, однако количество прихожан в храме, по большому счету, не увеличивается. Отсюда возникает масса вопросов: для чего турочакцы крестятся и что им это дает, к чему приведет такая тенденция, хорошо это или плохо, и есть ли в таком поверхностном приобщении к вере односельчан хоть какой-то толк. Об этом мы поговорили с настоятелем нашего храма - отцом Георгием Селяниновым.

Главный день нашей жизни - это день смерти

- Отец Георгий, правда ли, что количество прихожан в нашей церкви не меняется?

- Можно сказать, что количество прихожан стабильно. Кто-то уходит, умирает, на их месте появляются новые люди. Н и это уже радует, постоянство - это тоже хорошо. И у нас в Турочаке не так все печально. Я окормлял и другие приходы, где ситуация с численностью прихожан гораздо скромнее. Люди обычно начинают посещать церковь активнее в годы испытаний, войн, революций, а потом все возвращается на круги своя. Но, как Господь сказал: "Мал квас все смешение квасит" и "Врата адовы не одолеют церковь". Я не стал бы сильно удручаться и печалиться, говорить, что все пропало. До конца дней будут истинно верующие, хоть и мало, но будут. И если хоть один человек Божий на земле существует, уже не зря Христос приходил, а антихрист не успокоится.

- Перед крещением вы традиционно проводите так называемые огласительные беседы. Скажите, что люди отвечают на вопрос о том, зачем они пришли креститься или крестить?

- Говорят, что хотят, чтобы Бог их защищал, в основном ищут покрова, покровительства. А раз человек до этого додумался, значит, уже что-то пробовал в жизни и разочаровался. В земной жизни надежной, вечной защиты не найдешь. А человек ищет защиту, которая не сменится, не переизберется, не умрет от инфаркта. Люди находят в Боге некую неизменную величину, начинают стремиться к нему, и приход в церковь это доказывает.

- Какую основную мысль вы пытаетесь донести до людей, вознамерившихся покреститься?

- Мы пытаемся развернуть истинную цель таинства, объясняю, что крещение сходу ставит тебя перед трудом веры, но основных плодов крещения здесь не увидеть. Люди идут за заемными целями, защитой от рэкетиров, например, от государства. А истинная-то цель вообще не здесь. Верующий человек стремится духовно возрасти и к Господу попасть. Потому что самый главный день нашей жизни - это день смерти. По-другому это называется "день свадьбы", где душа невеста. И человек верующий, по большому счету, к этому всю жизнь готовится. По сути, это должен быть самый праздничный день твоей жизни. Самым трагичным он становится, потому что в грехах туда уходим, и платье у невесты-души не белое, а все заляпанное. А надо стремиться его "отстирать".

- О чем еще рассказываете?

- Мы также на беседе разбираем первые сорок дней после смерти. Людям это интересно. Хотя мы и не знаем всего точно, только общую канву. Стараюсь объяснить на простых примерах все. Про сорок дней я говорю, что это своего рода медкомиссия, на которой становится понятно, где место человека, и кто он такой.

- То есть некрещеные точно не спасутся?

- И сказано: "В доме отца моего обителей многие суть". Для каждого место уготовано. А как и что точно для каждого будет, это мы потом узнаем.Еще мы заповеди рассматриваем, говорю про воскресный день и про то, как верующий человек должен его проводить. Объясняю, что нужно приходить в храм, потом навещать родителей, родственников, кому-то помогать. Господу посвящено воскресение должно быть, иначе Сатана сам придумает вам занятие.

Храм - это баня для души!

- А как вы объясняете турочакцам, зачем нужно ходить в церковь?

- Я всегда говорю о том, что должна быть такая духовная гигиена. Вот вы, как минимум, раз в неделю в баню ходите, еще некоторые в душ, ванную принимают. А баня для души - это храм. У нас же идет перевес на тело. Мы его моем, массируем, духами пользуемся, а оно потом все равно подводит, начинает разлагаться, а о такой незыблемой величине как душа мы вообще не заботимся. Посещение храма должно быть также естественно для человека, как чистить зубы по утрам и вечерам, пусть даже такое сравнение и не вполне уместно. Кроме того, я объясняю людям, что церковь - это своего рода посольство. Ты приходишь креститься, и как бы пишешь заявление о том, что хочешь быть гражданином ТОГО государства. Тогда тебе дают задания разные, а ты даешь обещание, что будешь изучать язык этого государства, обычаи, традиции. Тебя примут, дадут вид на жительство и будут за тобой наблюдать, а ты будешь отмечаться в посольстве регулярно и пытаться жить по законам того мира.

- А вы даете задания новокрещаемым?

- Да. "Отче наш" учить, молиться понемногу своими словами. Привыкать нужно по чуть-чуть. Это как младенцу подрастающему сперва кашку дают покушать, шашлыками сразу не нагружают. Так и с душой. 10 заповедей Господних желательно распечатать и на холодильник повесить на время, чтобы в сердце и уме отпечаталось.

- А что означает быть крестным родителем?

- Само слово "родитель" что влечет за собой? Ответственность! Крестный обещает Богу, что будет участвовать в судьбе крестника, помогать жить. Крестный как духовник, который дает духовное воспитание, поддержку, советы. И главная задача, чтобы через какое-то время в духовном отце отпала надобность. Ребенок же не будет соску все время сосать, он должен идти сам, и может даже перещеголять духовного отца, стать впоследствии кому-то духовным руководителем. Крестный будет отвечать за ребенка, и священник будет отвечать, который его крестил.

У Господа миллион способов привести к вере

- Как считаете, есть ли смысл крестить детей, если родители в церковь не ходят, их вера ни в чем не выражается, кроме как повестить крестик на шею, да и крестные у них такие же. Какой смысл?

- Каждому человеку надо дать шанс. Почему из-за этого окружения он должен страдать?! После крещения мы все уже будем молиться за него. Это уже какая-то, с позволения сказать, "зацепка" духовная.

- А бывало так, чтобы через ребенка родители воцерковлялись?

- Постоянно так бывает. Ребятишки ходят в церковь, а родители нет, и последним должно быть стыдно, что их чада взрослее и выше в духовном плане. Но можно сказать, что через детей они могут спастись. Был у меня один случай. Заболел ребенок, в качестве последней надежды его покрестили, и чадо это, по сути, стало приводить в церковь целые семьи. А им деваться некуда. Ребенку причащаться надо - и сами причащались. Через слабое место, через детей, нас могут вразумить. А не так давно у меня были очень сложные крестины. Мальчишка лет восьми несколько раз отказывался продолжать крещение, прерывал таинство, но и не уходил. Я останавливался, пытался поговорить с ним, но ничего не помогало. В результате я разнервничался уже и ушел в церковный дом. И пока меня не было наша прихожанка, моя помощница, с мальчиком побеседовала как-то так, что минут через 20 меня позвали в храм продолжить крещение. И теперь он ходит на службу каждое воскресение, и в воскресную школу ходит. Родителей нет в храме, а дитя есть - ну не чудо ли?!

А однажды он отказался причащаться, сославшись на то, что не на голодный желудок, мол, хлебец съел. Это он про просфорку. Хотя к ребятишкам такие жесткие требования не предъявляются. Ну, вот кто его научить успел - загадка. Да и не то что научить, а вложить в ум, душу, что ребенок так ответственно к вопросу подошел. А я гляну на него, и мне так хорошо становится. Этот ребенок как раз доказывает, что Бог есть, и он мальчика коснулся. Поэтому любой душе мы должны дать шанс. А у Господа миллион способов привести к вере.

- Батюшка, в городе, насколько мне известно, на крестинах чаще всего присутствуют только крестные родители, ну или один из родителей, если малыш совсем маленький. Какая практика в Турочаке?

- Я наоборот всех зову на крестины. И родственников, и друзей, приехавших разделить это событие с семьей. Где ж я еще "поймаю" такое количество душ потерянных, где ж мне еще найти возможность такую до них достучаться. А мы такие темы "вращаем" на огласительных беседах, ого-го!

Яко с нами Бог

- Что скажете людям, которые уже почувствовали присутствие божественное в своей жизни, но в церковь боятся идти, потому что ничего не знают, не понимают, где, как и что делать? Как быть, если совсем человек "пустой" и имеет лишь минимальные познания про Христа, ад и рай.

- Когда я только начал приходить к Господу в юности, для меня было очень полезно прочитать небольшое произведение "Яко с нами Бог". В нем речь про советские времена, где лектора, приехавшего в село насаждать атеизм, старец логикой довел до того, что тот сам признал, что Бог есть и уехал обратно верующим. С этой книги можно начать, а затем обращаться к трудам святых отцов, читать духовную литературу на разнообразные темы, искать ответы на свои вопросы. Кроме духовного чтива я бы посоветовал молитвенную практику. Нужно просто молиться. Как умеешь. Вспоминаю, что в 90-х как-то раз у меня друг из-под коряги не мог огромного налима вытащить, пока мы с пацанами стояли на берегу и за ним наблюдали. Там битва такая была! И тогда я про себя сказал: "Бог, если ты есть, пусть друг поймает рыбу, а я тогда пойму, что ты есть". И он поймал, а я уверился, что Бог есть. Это, конечно, не рекомендация к действию, не всем так Господь по-простому проявляется, каждому по-своему. Но вполне можно молиться о том, чтобы Бог дал какой-то знак, просить научить видеть и слышать его.

- А что делать, если с порога на прихожанина "нападают" бабушки и дедушки со своими наставлениями?

- Сейчас в храмах ситуация гораздо лучше стала. Раньше больше обращали внимание на форму: не так прошел, не так поклонился. Даже, помню, в церкви в городе как-то бабулька одна передралась с девушкой молодой, что та не так свечку зажгла. Это ужасно, конечно. Сейчас гораздо проще, и в нашем храме прихожане стараются если и посоветовать что-то, то мягко и деликатно. Но если вы все-таки столкнетесь с хамством, не обращайте внимания. Воспринимайте это как первое испытание вас на терпение и смирение.

Ну, а если у вас возникает вопрос какой-то вы всегда можете обратиться к работнице свечной лавки в церкви или в церковную лавку на Советской около строящегося Храма. там вам никогда не откажут в совете. Обратиться с вопросом можно после службы и ко мне.

Юбочки-платочки

- Отмечу, что в Турочакском храме заботятся о прихожанках и даже предоставляют женщинам юбку и платок на голову. Но вот не все понимают, зачем это нужно?

- Не углубляясь в церковные традиции, скажу по-простому, что все-таки хорошо, что есть юбочки и платочки. Женщина приходит в Храм, переодевается и как бы возвращается в первообраз, в котором ее задумал творец. Хоть здесь получается напоминать, кто она - женщина, мать, сестра. Длинные красивые юбки и покрытые волосы здорово об этом напоминают. Сейчас она на две-три минуты переоденется в предоставленную ей одежду, а потом уже в ее гардеробе обязательно появятся подобные наряды, и в них она будет ходить в церковь.

- Часто в беседах с жителями Турочака про церковь слышу опасения в отношении батюшки. Не вас конкретно, а в целом. Люди вспоминают прежних священнослужителей и не хотят идти к новому человеку, либо, бывает, у кого-то опыт общения батюшками негативный. Приходится уверять, что наш батюшка добрый, хороший и понимающий и его не надо бояться…

- Как можно меньше хотелось бы личностными качествами заслонять Христа. Любой священник будет хорош, неважно, добрый или злой. В любом случае, он - проводник Божий и функции свои он выполняет. Но в деревне да, без личностного отношения никак. Могу точно сказать, что я не кусаюсь и двери Храм открыты для всех.

- А как быть с тем, что когда ты становишься активным прихожанином, к тебе начинают окружающие предъявлять какие-то бесконечные требования. По понятиям людей верующий, православный постоянно что-то там не должен делать. "Вот как это ты в церковь ходишь и можешь позволить себе выпить?" Или "Ты ходишь в церковь?! Никогда бы не подумала, ты же такой активный, веселый и непосредственный!"

- Да, нужно понимать, что если ты заявился как церковный, то на тебя ложится ответственность. Нужно быть всегда готовым к тому, что кто-то что-то может тебе предъявить. Это подвиг своего рода, особенно в деревне это тяжело. К сожалению, советские годы отбили религиозную культуру. У людей дремучее понятие о воцерковленных людях. Помните, вы делали со мной интервью и назвали его "Батюшка - тоже человек"? Вот и я сейчас могу сказать: православный человек - это тоже человек. Просто стремящийся жить по заповедям Божьим. Православные тоже грешат и ошибаются. Но православный понимает, что ему с эти грехом надо что-то делать. Над ним всегда есть Бог, и с себя верующий больше спрашивает. Гораздо хуже, когда человек внешне весь такой правильный, тихий, а дома родных поедом съедает. Господь ничего не запрещает: ни есть, ни пить, ни много денег иметь. Плох лишь излишек, когда все вышеперечисленное становится во главу угла. Вот ножом кухонным можно хлеб резать, а можно и убить. Даже вода, которая есть жизнь, может навредить, если ей опиться - желудок просто лопнет. Как сказал апостол Павел, все мне позволительно, но не все полезно. Что касается шуток, доброго смеха, то в самом веселье как таковом ничего дурного нет, наоборот! И как раз православный верующий, на мой взгляд, и может быть истинным юмористом. Потому что у него есть внутренние рамки, за которые он старается не позволять себе заходить. А если без Бога к этому подходить, то юмор превращается в сатанинское оружие. Возьмем тот же "Comedy club" и подобные передачи. В них же нет ничего святого: смеются и над церковью, и над богом, и над семьей. Все перехохотали. Смеясь, они частенько пропагандируют грех, а добро высмеивают. Светлое, чистое искажается как в зеркалах бесов из сказки Андерсена "Снежная королева". В результате разрушаются сакральное чувство у человека, ничего не остается трепетного…

- А еще далекие от церкви люди постоянно пытаются острить, когда узнают, что ты идешь в храм, говорят: "Что, грехи замаливать?", шутки всяческие отпускают на эту тему…

- Ну, и пусть себе шутят. Как показывает практика, когда что-то случается, болезни приходят, смерть, проблемы, именно такие люди первыми бегут в храм свечки ставить и обедни заказывать. Главное, не позволять себе гневаться и вступать в споры, это тоже своего рода искушение. У каждого свой путь к Богу.

- В Турочаке я столкнулась с такой замечательной традицией, как собрание прихожан в церковном доме после воскресной службы. В городах такого нет…

- Да, в городах если и собираются прихожане, то очень узким кругом. В Турочаке же после воскресной службы или после праздничного богослужения все желающие могут собраться на общую трапезу в церковном доме. Сама трапеза организовывается на пожертвования прихожан, готовят и убирают также они. Кстати, для тех, кому хочется как-то приобщиться к церкви, но на службу еще пока ходить тяжело, такие встречи могут стать прекрасным началом пути. Здесь можно познакомиться с людьми, которые ходят в храм, получить возможность для душевного времяпрепровождения. За чаем мы обсуждаем животрепещущие темы, как касающиеся духовных вопросов, так и мирских. Можно поговорить о политике, пошутить, пообщаться и посмотреть на православных христиан в ином свете.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.00 (3 голосов)