15 января в выставочном зале Дома творчества и досуга Турочакского района открылась ретроспективная выставка нашего односельчанина, художника Александра Аперовича, ушедшего из жизни в декабре прошлого года.

На стенах висели работы из коллекции турочакцев - друзей, родственников, знакомых. И это только малая часть картин, которые поселились чуть ли не в каждом доме нашего села. Для того, чтобы показать их все, не хватит и трех выставочных залов. А жаль, ведь каждая из них стоит особенного внимания.

За свою жизнь мне посчастливилось посетить не один десяток выставок, в том числе и персональных, и, честно скажу, никогда они не производили на меня столь сильного впечатления, как сейчас. К какому бы стилю и направлению живописи ни относились работы, ты всегда практически мгновенно выбираешь для себя фаворитов, около которых и проводишь большее время вернисажа, всматриваясь в картины и разглядывая детали.

Остановить взгляд на какой-то одной работе Аперовича просто невозможно. Все они яркие, красочные и будто сияющие. Каждое полотно наполнено каким-то магическим светом, от которого просто невозможно отвести взор. Даже дымка над рекой, туман, изображенные в, казалось бы, приглушенных тонах, все равно получались у Аперовича безумно красивыми и яркими.

Портреты совершенно незнакомых мне людей надолго притягивали взор, казалось, вот-вот, и герой, запечатленный в масле, оживет и что-нибудь скажет. Я даже поймала себя на мысли, что не отказалась бы иметь и в своей коллекции портрет чужого для меня человека - настолько люди потрясающе изображены. Да и не только люди. Редкий случай, когда автор на портрете уделял огромное внимание не только герою своего произведения, но и фону, детально прорисовывая каждый элемент, будь то пейзаж за окном или ковер, висящий на стене. И как же мне стало жалко, что когда-то, лет эдак 15 назад, я упустила возможность получить и свой портрет кисти автора, по какой-то причине посетив лишь один сеанс у Александра Ивановича. Не до того было, каникулы, горы… А зря.

Человек - праздник!

Светлана Кореневская начала открытие выставки со слов о том, как же Турочаку повезло, что именно здесь родился Аперович:

- Благодаря этому событию у нас состоялась изобразительная художественная школа Аперовича с его учениками и последователями, шагающими смело своей самостоятельной дорогой в искусстве, по колее, которую заложил Аперович. Его авторитет живописца притягивал и объединял вокруг себя художников, его мнение являлось мерилом для многих. Именно благодаря Александру Ивановичу в Турочаке проводилась выставка "Алтайский вернисаж". Шесть раз турочакская земля принимала у себя художников из других регионов. Появлением первого в республике художественного салона мы тоже обязаны Аперовичу, который непосредственно участвовал в его оформлении и открытии. Надеюсь, роль Александра Ивановича в развитии изобразительного искусства в Турочаке еще будет оценена по достоинству.

Продолжил воспоминания об этом замечательном человеке его коллега и друг - Александр Бушуев. Художник рассказал о том, что Александр Иванович об этой выставке мечтал последние года полтора, но, как это часто бывает, мечты такого рода исполняются только после смерти человека. "Он был человек-праздник, - рассказывал Александр Бушуев, - неунывающий. Не было такой ситуации, чтобы он был в депрессии, даже если велик у него украли или дом сгорел. Оптимист был, веселый. Я уверен, что меньше всего Саша хотел, чтобы наша встреча прошла в стиле панихиды, он бы предпочел веселиться".

Подхватив настроение Бушуева, друзья Александра Ивановича начали наперебой рассказывать веселые байки из их совместного с Аперовичем прошлого, и печальная тональность тут же исчезла.

«Рыба моя!»

В стиле лучших вернисажей по-дружески, но в то же время профессионально и компетентно высказалась о творчестве Аперовича директор Турочакской школы искусств Татьяна Веревкина:

- Большего нонконформиста в жизни я не встречала. Для него не существовало никаких правил, запретов, как получалось, так и жил. Что бы кто ни говорил, для Аперовича не имело большого значения, осудит ли его кто-то или поймет. Жизнь этого художника и его творчество неразрывны. Был бы он другой, не было бы у нас Аперовича.

Затем, Татьяна Игоревна рассказала историю о том, что когда-то давно, в начале прошлого века известный американский писатель Хемингуэй зашел к одной не менее известной в то время светской даме и тоже писательнице Гертруде Стайн и обомлел - на стенах ее дома висело огромное количество картин импрессионистов, экспрессионистов, которые стоили больших денег. Когда Хемингуэй поинтересовался, откуда у нее такие средства, женщина ответила: "Молодой человек, берите пример с меня и покупайте картины своих современников. И когда вам будет столько лет, сколько мне, вы будете сидеть среди шедевров".

- "Также и с Аперовичем, - продолжала Татьяна Игоревна, - еще чуть-чуть и вы поймете, каким богатством обладаете, и какое же счастье, что вам когда-то удалось приобрести его за сущие копейки. Я в восторге, что жизнь пересекла меня с Сашей и что я оказалась в его орбите, и как же жаль, что он не скажет никогда больше: "Рыба моя!" Как жаль, что он ушел, но как здорово, что он был!".

Путеводная звезда

Практически каждый присутствующий на выставке, кто брал слово, как один отзывались об Александре Аперовиче как о путеводной звезде. Как о человеке, который обладал фантастическим даром вести за собой и быть всеобщей движущей силой, признаваясь, что если бы не Аперович, много чего интересного в жизни не произошло бы.
Особенное внимание притягивают автопортреты Александра Ивановича. Эх, какой же в них заключен характер, глубина и какая-то даже боль. И не важно, смотрит ли на тебя с полотна сосредоточенный нахмуренный Александр Иванович с сигаретой во рту или немного потерянный, будто чего-то ищущий человек, отраженный в осколке разбитого зеркала.

Вообще, частенько непрофессиональные созерцатели картин наиболее красивые и привлекательные для себя работы маслом сравнивают с фотографией. Мол, так здорово, как на фото. Хотя на такое сравнение живописец на самом деле может глубоко обидеться. Но в случае с Аперовичем сложно не провести аналогии с искусным фотокадром хотя бы потому, насколько подробно выписывал автор каждую мушку, дырочку, бревнышко.

Фотографиям, снятым лучшей оптикой, по правде говоря, далеко до работ Александра Аперовича, ведь они, кажется, обладают 3D-эффектом, и видно это невооруженным взглядом, без всяких специальных очков. Герои, предметы буквально рельефные, они выходят за пределы рамы.

Я несколько раз боролась с желанием ткнуть пальцем в цветную сердцевину картины в надежде, что моя рука пройдет насквозь, а вслед за ней в картину проникну и я, как в каком-то фантастическом фильме. Настолько живые работы у Александра Ивановича.

У Аперовича все красиво: и стог сена, и забор и лодка. Потому что он видел эту красоту даже в том, что кому-то могло показаться уродливым. Не знаю точно, был ли Аперович верующим, но каждую тварь, каждое создание Божие, одушевленное и нет, он изображал точно по-христиански, видя в них только лишь доброе, светлое и прекрасное, и заставляя каждого по-новому посмотреть на красоту вокруг себя.

Полина РЯБОВА

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)