Дефекты речи у современных детей - это давно не исключение, а уже, к сожалению, вариант нормы. Ребятишки неправильно произносят слова, начинают стесняться, меньше разговаривают, реже вступают в контакт и в результате получают скудный речевой опыт.

Так и у меня самой, выпускницы филфака, при бабушке, окончившей журналистский факультет МГУ, сын не говорил до четырех лет. Друзья били тревогу - куда, мол, забралась в деревню, кто ребенку там может помочь. И ведь действительно, проблема с речью у сына могла бы стать причиной возвращения в Барнаул. Если бы ребенок вовремя не оказался в Турочакском детском садике "Солнышко" в руках хорошего специалиста и прекрасной душевной женщины - Изабеллы Алексеевны Дильман. За два года занятий всего по двадцать минут несколько раз в неделю моему сыну не просто поставили звуки, его в прямом смысле научили говорить, за что я, конечно же, безмерно благодарна.

О том, на что родителям нужно, прежде всего, обращать внимание в речи ребенка, о том, как своему малышу помочь, поговорим с педагогом-логопедом филиала №2 "Солнышко" МДОУ детского сада "Родничок" Изабеллой Дильман.

Нарушения речи имеют глубокие корни

- Какое количество слов должен говорить ребенок в том или ином возрасте? Какие на сегодняшний день существуют нормы?

- Ориентировочно к году ребенок должен произносить около 10 слов, но не обязательно. Пять-восемь слов - уже хорошо. Это такие слова, как "мама", "папа", "хочу", "дай", "кукла". Слова-заменители вроде "биби" и "киса" тоже считаются. Главное, чтобы слово было двусложное. Если ребенок говорит "бибика" - это отлично, так как это уже трехсложное слово. К двум годам нормой будет уже 150-200 слов, но сейчас ее мало кто достигает. Хорошо, если в лексиконе к этому возрасту будет хотя бы 20-25 слов. С трех лет, считается, ребенок должен уметь составлять простые предложения из двух-трех слов. И так далее. В четыре года дети уже должны соблюдать грамматические основы речи, согласовывать существительные и прилагательные и тому подобное. Если этого не происходит, то уже можно говорить о задержке речевого развития.

- Каковы основные причины дефектов звукопроизношения, по вашему мнению?

- Исходя из научных исследований и моего опыта, могу сказать, что очень важна беременность, роды и первые два года развития ребенка. Нарушения речи имеют глубокие корни. Важно то, насколько здорова мама, не пила ли, не курила, не переживала ли стрессовых ситуаций, когда носила ребенка. Течение родов, травмы родовые и травмы головы в первые два года накладывают отпечаток на речь. А также проблемы появляются, когда с ребенком не разговаривают, книги не читают, не играют, а только мультфильмы показывают. Это уже мы называем педагогической запущенностью.

Дефекты речи с возрастом не уходят

- Некоторые родители считают, что дефекты речи у ребенка могут пройти с возрастом, так ли это?

- Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка. Дефекты речи, напротив, с годами могут лишь прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

- А можно ли в отношении дефектов звукопроизношения говорить о генетической предрасположенности?

- Про генетику точно не скажу, но в принципе давно замечено, что если в семье были проблемы с речью у кого-то из родителей, то и у ребенка в 90% они тоже будут. Даже если у мамы с папой с возрастом все исправилось. Причем, как правило, у детей проблемы бывают более серьезные.

- Какие рекомендации вы дали бы молодым родителям, которые хотят избежать речевых проблем у ребенка?

- Во-первых, я бы посоветовала ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходить осмотр в детской поликлинике, чтобы вовремя обнаружить какие-то отклонения в развитии, если они есть. Желательно консультироваться и у логопеда тоже. Специалисты в поликлинике, помимо логопедического, имеют и медицинское образование. Если логопед медучреждения заметит какие-то нарушения, он сможет прописать медикаментозное лечение, чего я, например, сделать не могу, я как логопед-педагог провожу только педагогическую коррекцию. К сожалению, существуют такие речевые проблемы, которые без медикаментозного воспоможения не решить.

Во-вторых, обязательно проконсультируйтесь у лор-врача по поводу наличия аденоидов. Аденоиды не только влияют на задержку речи, но и заставляют страдать головной мозг и все органы и системы от нехватки кислорода.

- Аденоидами часто пугают родителей. Расскажите, были ли в вашем опыте как у логопеда ситуации, когда вовремя не сделанная операция имела какие-то серьезные последствия?

- Да, занималась я как-то с замечательным мальчиком, которому показано было удаление аденоидов, но родители по разным причинам его не оперировали. Я со своей стороны сделала все возможное, чтобы исправить имеющиеся у него дефекты речи, поставили все звуки. Только говорил он, само собой, в нос. И вот к школе ему все-таки вырезали аденоиды, однако гнусавость голоса сохранилась, он так и не перестал. Уже настолько сложилась привычка говорить в нос, что он и продолжает это делать, обучаясь уже в средней школе. Дело в том, что когда мы говорим, воздух идет через нос и рот. А парень привык дышать только через рот. Решить такие проблемы в подростковом возрасте крайне сложно, и процесс этот будет длительным. Именно поэтому я акцентирую внимание на том, что все нужно делать вовремя.

Окружите ребенка речью

- На что еще должны обратить внимание родители и что должны делать мамы и папы, желающие слышать чистую речь детей?

- Родителей должно насторожить, если ребенок в два-три года очень вял, нехотя реагирует на окружающих, часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону, имеет сильное течение слюны, не выполняет простые словесные команды: "Пойди на кухню", "Принеси чашку", не играет с другими детьми. Тревожный признак, если малыш, например, вместо того чтобы кормить куклу из тарелки, садит ее в тарелку или надевает ее кукле на голову. Одним словом, если манипуляции с игрушками и предметами неверные и имеют чисто механический характер.

Обратите внимание, если ребенок говорит "де" вместо "девочка", "за" вместо "зайчик" или, наоборот, произносит только последний слог, например "ди", вместо "иди". В принципе, такое может быть и у вполне здоровых детей, но в сочетании с другими признаками - это уже тревожный звоночек.

Ребенок около трех лет также должен правильно соотносить слово и предмет или живое существо, которое он называет. Бывает, что родители радуются, услышав от малыша слово "мама", хотя он, на самом деле, может так обращаться и к бабушке, и даже к брату с папой.

Вышеобозначенные признаки могут говорить о каком-то нарушении у ребенка, а вот о каком именно, совместно определяет логопед, дефектолог, психиатр и педиатр.

- Что может сделать родитель, помимо обращения к специалистам, если заметит, что его ребенок плохо разговаривает?

- Тут можно дать общие рекомендации как для нормально развивающихся детей, так и для ребятишек с проблемами в развитии речи. Занимайтесь с малышом, разговаривайте, играйте в простые и речевые игры, расширяйте словарь ребенка, пойте песни, учите стихи. Важно, чтобы малыш был постоянно окружен речью, обращенной не к папе и не к маме, а именно к нему.

Мультики делают из детей попугаев

- Некоторые родители считают, что для развития речи ребенка достаточно включать ему мультики, в которых герои разговаривают, аудиозаписи какие-то. Так ли это?

- В моей практике немало случаев, когда родители именно так радостно заявляют, что их ребенок смотрит, например, "Машу и медведь" и повторяет фразы Маши. А вы попробуйте поговорить с малышом, сможет ли он вам ответить теми же словами? Дело в том, что ребенок повторяет тексты из мультиков как попугай. Речь, на самом деле, проходит мимо него и звучит лишь как фон.

Мало кто знает, что разговаривать с маленькими детьми нужно только лицом к лицу. Ребенок обязательно должен видеть артикуляцию взрослого человека. Только так он понимает, как правильно складывать губы и тому подобное. Это полезно и с психологической точки зрения. Дитя видит эмоции, понимает, что мама рада его видеть, мама рада общению с ним. Поднимайте малыша к себе либо садитесь на пол. У воспитателей, кстати, в связи с этим развиваются профессиональные заболевания позвоночника, потому что мы всегда должны наклоняться, быть на одном уровне с ребенком.

В последнее время, впервые за двадцать лет моей практики, начали появляться дети, которые неправильно выговаривают простой звук "в". А все почему? Да потому что когда мы произносим звук "в", наша нижняя губа поднимается к верхним зубам. Если ребенок не видит, как это происходит, как шевелятся губы, ему сложно это самое повторить. Именно поэтому на своих занятиях я акцентирую внимание детей на своей артикуляции, произношу звуки утрировано и прошу ребятишек внимательно смотреть на мои губы и язык.

- А если речь идет о совсем маленьких детях, например, до года?

- Да хоть до рождения. Разговаривать с малышом нужно, даже когда он еще в животике. И это всем известный факт. И с грудничками нужно разговаривать, они еще не понимают слов, но понимают интонацию. А также нужно комментировать все свои движения и действия. У меня занимается много детей с очень бедным глагольным словарем. Существительные присутствуют в речи, это же самое простое - наименование предметов, которые окружают. А вот глаголов нет.

Дети, например, не знают слова "вязать", не понимают разницы между "шить" и "пришивать". Например, видит ребенок картинку, где девочка продевает нитку с иголкой в отверстие пуговицы. Я его спрашиваю: "Что делает девочка?", а он мне отвечает: "Шьет". А ведь девочка не шьет, а пришивает пуговицу. Дети часто не различают слова "зашел" и "вышел", они просто говорят "идет".

Все потому что родители толком не разговаривают с детьми. А для ребенка речь - только та, что обращена непосредственно к нему. Это заставляет его общаться и говорить. Поэтому, повторюсь, комментируйте все, что делаете с ребенком: "Сейчас мы пойдем покушаем", "Моем доченьке носик, моем доченьке ручки" и тому подобное.

Научите ребенка играть

- А что можно предложить родителям, у которых дети уже могут сидеть?

- Также разговаривать, только во время игры. Но это еще одна беда. Смотрю я на некоторых молодых мамочек, лет так двадцати, и мне кажется, что с ними никто не играл, и они теперь не умеют играть со своими детьми. А ведь это очень важно и для развития речи в том числе.

Если раньше иметь 2-3 ребенка в семье в большинстве случаев было обычным делом, дети проводили время вместе и учились играть у своих сестер и братьев, то сейчас ребятишки зачастую все одни и одни. А мамы и папы потом удивляются, что их сыновья или дочки не разговаривают, получают двойки и с трудом высиживают уроки. Мы сами делаем это поколение.

Если ребенок растет в семье один, научить его игре могут только родители. Сам он этого никогда не сделает. Сядьте с ребенком рядом и начинайте играть.

Катайте машинки, играйте в дочки-матери, собирайте кубики. Если малышу этого не показать, он будет просто манипулировать игрушками, а это не игра. Он раскидает пару раз кубики вокруг себя, толкнет туда-сюда машинку, и ему станет неинтересно. А если построить гараж и рассказать ребенку, что сейчас вы поедете в рейс или повезете маму в магазин, он обязательно увлечется. Впоследствии малыш сможет делать то же самое и один, он подключит фантазию, и игра в гараж превратится в целое приключение, которое взрослым и не придумать.

- Логопед, как я понимаю, не просто исправляет дефекты, но и вносит огромную лепту в обогащение тезауруса ребенка, формирование связной речи?

- Безусловно, и это огромный труд. Но как только я исправила звукопроизношение, моя сфера ответственности заканчивается. Потому что у меня на очереди еще много деток с нарушениями.

Даже если я не до конца развила связную речь, даже если остались проблемы с грамматическим строем, эту работу уже должны продолжают воспитатели и главным образом родители.

- Вы имеете в виду не продолжение самостоятельных логопедических занятий, а именно регулярные беседы с ребенком?

- Именно. Если в дальнейшем с ребенком не разговаривать, то больших успехов ждать не стоит.
Иногда дефектное произношение возвращается, потому что привычка неправильного произношения ушла на подкорку, а потом вернулась на место. Все оттого, что взрослые перестали обращать внимание на речь ребенка. Нужно следить за этим, и не позволять ребенку говорить неправильно.

«Я с тобой дружить и не собирался»

- Но ведь не будешь же ругать ребенка, если он снова станет неправильно говорить?

- А ругать бесполезно. Только мотивировать. А уж какую родитель выберет для своего дитя мотивацию, ему решать. Расскажу историю из своего опыта. Занималась я однажды с ребенком, и в это время зашел знакомый мальчик двенадцати лет. Посмотрел он, как у девочки все получается, и обиженно высказал мне, что я не помогаю ему исправить букву "р".

Как потом выяснилось, ему понравилась девочка в школе, но она отказалась с ним встречаться, сказав, что тот разговаривает как Каркуша. Это его сильно задело. Я прямо на месте, буквально один раз, объяснила ему, как нужно складывать язычок во рту, чтобы "р" правильно звучала, и он ушел. И мальчику одного раза оказалось достаточно. Звук "р" он стал произносить как надо, а девочке, которая ему отказала, как мне потом рассказали, четко выговаривая все буквы, заявил: "Я с тобой дружить и не собирался". Вот что значит грамотная мотивация.

- А были в Вашей практике какие-то необычные случаи?

- Однажды, в пору молодости, когда я только поступила в университет, занималась я исправлением дефектов речи у одной девочки. Шипящие мы поставили, а вот "р" никак не получалась. Сидит ребенок шести лет рыдает. Я не знала, как быть и как ее успокоить, и тут нащупала у себя в кармане конфетку, обычную "барбариску". Достала я ее, подала девочке, и сказала, что эта конфетка волшебная. "Съешь, - говорю, - и зарычишь". Сделала так от молодости и бессилия. Мне нужно было, чтобы она просто перестала плакать. На следующий день прихожу, а она мне чисто говорит: "Здравствуйте, Изабелла Алексеевна!". С логопедической точки зрения это было не объяснимо.

- А стоит ли, по вашему мнению, родителям самостоятельно пытаться поправить дефекты речи у своего ребенка?

- Самостоятельно стоит заниматься артикуляционной гимнастикой, активно внедрять в жизнь речевые игры, расширять словарь. Ставить звуки я бы не советовала. Во-первых, потому что нужно обязательно знать методику. Во-вторых, на моей памяти я уже несколько детей переучивала. Приходят довольные родители и говорят, что они сами всему ребенка научили. А по факту я потом исправляю горловое "р" и шипение, при котором у детей изо рта слюни летят.

Уж коли вы не знаете, как правильно сделать, занимайтесь развитием речи, а звуки ставить должен специалист. Проще ребенка научить, чем переучивать. Тут, получается, одну привычку нужно убрать и сформировать другую, и не факт, что эта первая привычка в итоге вторую не победит. Повторюсь: общайтесь со своим ребенком как можно больше, разговаривайте, уделяйте время малышу, и тогда и с речью все будет в порядке. Как писал Роберт Рождественский: "Хотите ли вы, не хотите ли, но дело, товарищи, в том, что прежде всего мы родители, а все остальное - потом!"

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 голос)