Передо мной письмо родственников 14-летнего подростка Тамерлана Мордошева, теперь уже бывшего гражданина Российской Федерации и бывшего жителя села Шашикман Онгудайского района, который в конце сентября этого года наложил на себя руки и добровольно ушел из этой жизни. Вот что они рассказывают о причинах, которые заставили сельского школьника совершить столь серьезный и непоправимый поступок, который разлучил его с Солнцем, с родным домом, любимой мамой, сестрами и братьями… Какая же злая сила заставила доброго и мирного подростка взять в руки ту петлю, от которой нет пути назад?

Сегодня над ответами на эти вопросы работает Следственный комитет и следователи Онгудайского РОВД. Мы надеемся, что они найдут ответ, и виновные в этом кощунственном случае понесут заслуженное наказание.

Тамерлан был третьим ребенком в семье — по характеру спокойным и мирным мальчиком. Взрывным или скандальным его назвать никак нельзя. Мама троих детей Сузанна Алексеевна Мордошева воспитывала их одна после того, как отец умер несколько лет назад. В этом году Тамерлан окончил бы восьмой класс.

Вся эта история началась в 2016 году с циничных наказаний учеников мытьем полов, внедренных классным руководителем 7-го класса Т. По известной только ей причине она при поддержке бывшего директора школы О.А. в прошлом году «внедрила» в Шашикманской школе мытье полов в качестве наказания детей за плохое поведение. Поскольку дети в этой школе учатся в две смены, после обеда наказанным ученикам приходилось возвращаться домой очень поздно. Мыли полы в основном ученики, неугодные сельским педагогам.

В «черный список» попадали дети из малоимущих и малообеспеченных семей. Это и семьи, где родители пьющие, и, конечно, «неполные» семьи, в которых мамы вынуждены воспитывать детей в одиночку. Неугодным детям приходилось не только мыть полы, но и терпеть всякие унижения. В 2016 году в этот «черный список» попал и племянник авторов письма — Тамерлан Мордошев. Тихий, спокойный мальчик не был ни бунтарем, ни самодовольным эгоистом — за что его невзлюбили «педагоги», до сих пор непонятно. Может, как раз из-за того, что он был слишком спокойным, излишне замкнутым, и все свои переживания держал в себе.

Еще одна особенность была у Тамерлана — он был крупным мальчиком, природа его была такова, что он весил больше положенного в своем возрасте. Ему было тяжело двигаться, шевелиться, но тем не менее, он учился так же, как все, посещал занятия наравне с другими. Но разве за это позволено кому-то, тем более учителям, презирать ребенка?

В прошлом году мама Тамерлана заметила, что ее сын уже неделю возвращается очень поздно. При выяснении обстоятельств как раз и оказалось, что "классная" наказала его мытьем полов в течение недели. Конечно же, мама Тамерлана пошла в школу разбираться, узнать, в чем вообще дело. В ответ учителя сказали, что виновные дети «в наказание» моют полы. Среди других был и Тамерлан, и он наказан из-за опоздания в школу.

Судя по списку наказанных, жертвами оказывались почти одни и те же, и в основном те, кто не может за себя постоять, и родители которых не смогут за детей заступиться. Сузанна была возмущена такой ситуацией, поскольку ее сыну из-за большого веса даже двигаться было тяжело, не то что мыть полы в школе. После этого случая она пошла к директору школы и написала заявление о своем возмущении, категорически высказавшись против «нововведения» в виде таких наказаний учеников.

После этого заявления Тамерлана освободили от мытья полов, но он попал в немилость к двум учителям. Об этом они говорили в открытую и не раз намекали Сузанне на то, что ее ребенок станет изгоем. Это подтверждал и сам Тамерлан в разговорах с родственниками. Он постоянно стал жаловаться на то, что "классная" каждый раз придирается к нему, к его поведению, всегда говорила, даже кричала: «Ты что, особенный что ли?!» Она могла придраться даже к просто стоящему мальчику, до такой степени была сильна ее ненависть к Тамерлану. Доходило даже до того, что она настраивала детей против него, и, как это бывает в каждом классе, нашлись и те, кого удалось настроить против одноклассника.

В прошлом году Тамерлан кое-как вытерпел до конца учебного года. Каждый день школы был для него мукой. Его освободили от мытья полов, но для учителей он стал «белой вороной». Для тех, которые вели уроки русского и английского языков, и именно эти предметы стали невыносимыми для мальчика. Сколько раз он высказывал дома свое нежелание учить эти уроки.

В прошлом году был случай, когда «педагоги» потребовали с Тамерлана носить в школе… бахилы, так как он не моет полы. По этому поводу Сузанна снова ходила в школу, узнав от сына, что ему надо купить злополучные бахилы. Обе учительницы объяснили, что «он не моет полы, поэтому обязан носить бахилы, а учителя — это учителя, поэтому они не обязаны носить бахилы, не надо путать учителя и ученика». Вот такой ответ. То есть учителя — это хозяева и повелители в школе, с учениками они могут поступать так, как им заблагорассудится.

Материнское сердце подсказывало, что со дня первого разбирательства по поводу мытья полов тучи над ее сыном сгущаются всё сильнее и сильнее. На жалобы мальчика она старалась реагировать спокойно, пыталась спокойно ему всё объяснить, успокоить, и продолжала надеяться, что ситуация улучшится, и учителя наконец-то угомонятся. Но, правда, удручало ещё и их поведение по отношению к ней. При разговоре с ней учителя разве что не сюсюкали, уверяя, что нет никаких проблем, вопросов к ребенку нет, всё хорошо… Как-то раз даже сам Тамерлан был удивлен сюсюкающим разговором с участием "классной", когда его мать разговаривала с ней. Оказалось, ее тон общения с учеником и его мамой был совершенно разным, то есть учительница как психолог знала, с кем как разговаривать: с мамой сюсюкала, а на ее сына кричала при всех и грубила.

С начала нынешнего учебного года поведение учителей по отношению к Тамерлану ничуть не улучшилось. Сбылись самые наихудшие ожидания Сузанны. Уже с начала учебного года начались новые проблемы. С начала сентября он не хотел идти в школу, не хотел учить английский и русский языки. А вот другие предметы он любил, говорил об этом своей матери. За неделю до злополучного дня Тамерлан почувствовал себя плохо во время занятий в школе. Учительница химии отправила его к медику, а та в свою очередь отправила мальчика домой.

Через несколько дней мальчик снова пришел в медпункт за справкой, в медицинском учреждении никого не оказалось, Тамерлан в школу пришел без справки. "Классная" потребовала от мальчика объяснительную, это выяснилось позже. Как видно, Тамерлан волновался, не умел правильно написать объяснительную, несколько раз ее переписывал. Те, что были с ошибками, она рвала сама или заставляла его рвать. Эти рваные объяснительные следователи позднее нашли в сумке мальчика.

Тамерлан пришел со школы взволнованный. Не хотел кушать, тихо сидел, о чем-то думал. Сузанна спросила, что случилось, все ли в порядке, на что он не ответил ничего. Потом он долго сидел возле мамы, нежно смотрел на нее и, явно смущаясь, спросил, можно ему в школу не ходить, что ему неохота идти в школу из-за русского и английского языков. На эти вопросы мама опять-таки ответила, что нельзя школу пропускать, так положено; что законы очень строги по отношению к родителям. Потом Тамерлан посидел с сестрой, ничего не говорил. Просто сидел. После этого мальчик вышел из дома. Спустя 20 минут мама начала его искать. Был уже вечер, и долго он не мог находиться на улице. Вот где-то через 20 минут она и нашла своего мальчика, но было уже поздно…

Материнскому горю нет конца. Что бы там ни говорили учителя, какие бы объяснительные отчеты ни писали они в вышестоящие инстанции, но причиной самоубийства подростка стали эти два учителя, считают родственники. Со дня обращения Сузанны к директору школы с жалобой по поводу наказания детей Тамерлан стал живым изгоем для двух учителей. С этого времени они стали морально давить на ребенка, они «затравили» его своими придирками, замечаниями, психологическим давлением. Это было ожидаемо от них, так как учителя сами в этом признавались Сузанне в прошлом году при разбирательстве, приказывая взять заявление обратно, иначе ее сын станет изгоем. Именно так и произошло.

Сузанна в прошлом году подняла этот вопрос не только из-за своего сына, но и заступаясь за всех наказанных детей. И этот поступок, на самом деле благородный поступок по отношению ко всем обиженным детям, отнял у нее ребенка навсегда… Материнскому горю нет конца, и не будет. Никто не вернет ей сына, а эти учителя завтра так же пойдут в школу, так же будут преподавать свои уроки и так же будут издеваться над другими детьми. Не пора нам всем опомниться и оглянуться вокруг себя?

Не только в Шашикмане, во многих других школах учителя творят произвол в отношении неугодных детей. Эти «педагоги» привыкли чувствовать свою безнаказанность, и если виновных в самоубийстве Тамерлана снова «не найдут», нам останется только на Бога надеяться, который всё видит, хотя и человеческий суд тоже должен быть.

Родственники безвременно ушедшего из жизни Тамерлана в своем письме просят всех родителей никогда не оставлять проблему учителя и ученика неразрешенной. Чтобы не случилось беды, надо вовремя обращаться в прокуратуру, в федеральные органы власти, в органы защиты прав ребенка, прав человека. Не надо бояться, когда сердце подсказывает, что пора во весь голос кричать о проблеме. Не надо «входить в положение» директоров и учителей, когда есть подозрение, что они готовы «задавить» вашего ребенка, а вину свалить на ни в чем не повинную ангельскую душу.

P.S. В эти дни идет следствие по поводу смерти 14-летнего Тамерлана Мордошева, жителя села Шашикман. Родственники надеются на честную работу следователей. Но уже выяснилось, что жалоба Сузанны, написанная директору Шашикманской школы в 2016 году, как и объяснительная Тамерлана, исчезли: учителя заметают следы преступления. Но пока еще есть рваные клочки бумаги, обнаруженные в школьной сумке подростка.

На фотографии с infourok.ru — так самая школа, в которой Тамерлан отказался учиться в последний день своей жизни.

Айгуль АЛЕКСАНДРОВА, "Хан Алтай"

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.58 (6 голосов)