Уже не единожды я писала статьи по поводу обслуживания населения в селе Соузга электроэнергией и по вопросам оплаты этой самой электроэнергии по просьбам жителей и по своим собственным наблюдениям. Но пока что-то не заметила каких-нибудь перемен к лучшему. И вот буквально на днях ко мне уже не в первый раз пришел местный житель Завадский Николай Аркадьевич, пришел не в первый раз, а проблемы все те же, которые он освещает в своем заявлении.

Вот оно, это его заявление в адрес газет "Сельчанка" и "Листок" (привожу его ничего не изменяя): «Прошу вас помочь мне вывести наших олигархов на чистую воду, я хотел бы знать, когда они будут защищать наши права. И.о. заместителя прокурора района И.Ю. Пидопригора, зарплата которой в несколько раз больше наших доходов, ей 100 рублей лишних заплатить ничего не стоит, а для нас это очень много. Я несколько раз писал ей, чтобы она собрала контрольную группу с представителем РЭС А.К. Какиевым, у них есть переносной прибор по проверке работы данных счетчиков, я хотел бы знать, какой из двух счетчиков врет. Хотя я знаю, что оба счетчика работают правильно по нолям, но виноват в этом начальник, считаю, УТЭЭ Майминского РЭС А.К. Какиев, он каждый месяц 14-15 числа на компьютере добавляет лишние киловатты, 4-6 каждый месяц. Например, за август - 4 киловатта, сентябрь - 5 киловатт, октябрь - 5, ноябрь - 4, декабрь - 5, а январь 2018 года - 6 киловатт, и сколько же в год получится?» Кстати, Николай Завадский вспоминает, что не так давно, когда он приходил в РЭС, один мужчина плотного телосложения, сидящий за компьютером, как бы попенял ему: "И что ты все ходишь? Неужели жалко раз в год доплатить лишние 300-400 рублей, делов-то!" Но в том-то и дело, что им они совсем не лишние, а очень нужные…

"И, - продолжаем выписки из заявления Завадского, - вот таким образом они воруют у нас, добавляя на компьютере киловатты в свою сторону. Я писал министру С.В. Буйдышевой - получил отписку, помощнику прокурора по надзору за соблюдением федерального законодательства М.В. Праслову - тоже отписка, и.о. прокурора района Н. Ю. Горскову - тоже отписка. Такая же отписка и от Е.А. Понпы, и еще он пишет, что я с ними заключил устный договор по оплате за энергомер, никаких документов на меня у них нет, чтобы я подписал какие-то документы. Писал и главе Соузги Коробкову Игорю Николаевичу, зарплата которого тоже немаленькая. У меня есть два акта о проверке данных счетчиков, один высылаю вам. Я еще раз прошу, может, вы мне поможете, чтобы высшее начальство приехали ко мне с прибором и проверили работу обоих счетчиков. С уважением к Вам, пенсионер-инвалид Завадский Николай".

Все эти жалобы пенсионера понять можно, но должен понять и он, что в таких делах самое главное, чтобы были прямые доказательства, если снимаются показания счетчиков, то обязательно с понятыми, тогда и в суд подать можно, а так все это получается голословным.

Жаль Николая Завадского, но я не очень компетентна в этом вопросе, поэтому решила себе позволить воспользоваться комментариями из Интернета, которые похожи на его проблему. Итак, два счетчика: один в доме, другой на столбе, и вот что об этом говорят люди…

"В прошлом году установили счетчик на столбе, при этом никакого договора со мной не заключили, а только дали подписать акт на установку счетчика на столбе. И с тех пор счетчик на электроэнергию на столбе дает показания больше, чем в доме - можно ли отказаться от этого счетчика и вернуть оплату по установленному в доме?. Летом (июнь) прислали счет аж на 10 тысяч рублей, хотя даже зимой больше 4 тысяч рублей не было. Плачу за свет регулярно. На мои письменные обращения никакого ответа нет. Что делать?" Похожая ситуация, не правда ли?

А вот второй комментарий: "У меня частный дом. Около 3-х лет назад РКС установила на столб ящик с системой дистанционного учета. Я сразу же был против такого нововведения и поэтому продолжал (до последнего времени) оплачивать по данным счетчика, установленного в доме - счетчик опломбирован и до установки нового его показания принимались без проблем. Договор на поставку электроэнергии заключен не был. В настоящий момент данные квитанции РКС и моего счетчика стали сильно расходиться, что вызвало образование задолженности. Банки в настоящий момент частичную оплату по квитанции РКС не принимают, кассы в отделении РКС нет, исправленную квитанцию РКС не выписывает. Вопрос: как согласуется начисление расхода электроэнергии по АИИС КУЭ с правами потребителя, т.к. периодический контроль расхода энергии я произвести не могу (нет доступа к счетчику)?»

Наш Николай может, доступ есть, поэтому он четко видит, какая разница в показаниях, но никто его не слушает, а это не улучшает его настроение, трудно с этим жить…

В нашей редакционной почте тоже нет-нет да и встречаются письма об установке энергоснабжающей компанией электросчетчиков на улице, на столбах. Жители частного сектора жалуются на полную неразбериху в этом вопросе: и считают эти счетчики якобы неправильно - есть расхождения между показаниями домашнего и уличного счетчиков, да и сами показания никак не снимешь на высоте пяти-восьми метров, и никаких договоров с людьми энергоснабжающая компания толком не подписывает. Однако энергетики убеждали людей, что это необходимая процедура или вообще "украшали" столбы тихой сапой.

А зачем вообще придумали выносить счетчики на столбы? Энергетики аргументируют так: для беспрепятственного доступа их сотрудников к электросчетчику для осмотра, проверки и снятия показаний. Но это, думаю, лишь половина правды, а на самом деле, главное в этом деле - борьба сетевиков с воровством электроэнергии.

Конечно, если воруют, то никто не запрещает энергетикам за свой счет устанавливать контрольные счетчики на столбе и контролировать расход электроэнергии в доме, что во многих случаях и происходит.

А вот ответить, почему же врет счетчик, непросто. Почему так происходит? Дело в том, что сам факт установки прибора учета электроэнергии на улице - грубое нарушение ПУЭ (правил установки электроприборов). Это скрижали электриков, и все, что не отвечает этим правилам, - незаконно.

Так вот, в пункте 1.5.27 главы 5 этих правил (ПУЭ) чётко сказано, что счётчики должны устанавливаться в сухих помещениях, с диапазоном температур от 0°С до +40°С. А если он стоит на улице, то будет подвергаться постоянному воздействию атмосферных явлений: дождя, снега, жары. Говорят, даже герметичный щит не способен защитить размещённое в нём электрооборудование от жары, конденсата и мороза. Что уж говорить об обычном щите! И если температура опускается ниже нуля, счётчик перестаёт нормально работать и начинает "врать". Как рассказывают сами электрики, появляется погрешность, доходящая до 10% не в пользу потребителя. Да, справедливости ради скажем, что теми же правилами допускается наружная установка, но в отапливаемых шкафах. Очень сомневаюсь, что кто-то у нас будет обогревать эти шкафы.

Приводится даже конкретная история, суть которой такова: гражданин И. возмутился тому, что в одностороннем порядке было решено заменить его электросчетчик на новый - никаких заявлений человек не писал, его все устраивало.

У истца появилось несколько претензий. Например, И. считает, что акт был составлен контролером предприятия с грубыми нарушениями законодательства. А именно: он как потребитель не был уведомлен о дате и месте приемки прибора учета, и допуск нового счетчика в эксплуатацию прошел без его участия. Кроме того, И. считает установку второго счетчика на опоре на высоте 8 метров не соответствующей тем самым нормативам ПУЭ, о которых мы говорили выше.

По его мнению, устанавливать границу раздела сетей на высоте 8-10 метров, да к тому же на дороге общего пользования, незаконно и неразумно.

Трудно не согласиться: заявленная энергетиками забота о сохранении от воров лишает потребителя возможности контролировать показания электросчётчика.

Также И. полагает, что граница балансовой принадлежности сторон должна быть на вводе в дом, а именно: на улице до фасада дома (а не опоры) - зона ответственности сетевой компании, а уже от фасада дома - ответственность его как собственника.

Истец потребовал признать акт незаконным и при расчете за потребленную электроэнергию использовать старый счетчик.

А теперь самое главное. Электрики добровольно исполнили требования истца, что само по себе говорит о его правоте, и производство по делу было прекращено. Но этот клиент - немногий из нас, кто захотел и смог через суд отстоять свои права потребителя электроэнергии. Как сказал классик, его пример - другим наука. Но надо знать, как правильно отстаивать свои права, собрать все необходимые документы, тогда и отравлять их в суд, и если уж бороться, то до конца.

Ваша Татьяна Колосова

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.75 (2 голосов)