Давно я уже ничего не писала про жизнь разных ансамблей в городе, как у них дела, какие песни поют, как настроение, а пора бы продолжить разговор об этом… Поговорим сегодня об ансамбле "Березка", в нем в данное время насчитывается певуний двенадцать человек, да плюс с ними музыкальный руководитель, сейчас, к сожалению, он сменился после Юрия Николаевича Тиунова, который в свое время создал ансамбль "Красная гвоздика", распавшийся впоследствии на две группы, и замечательный солист Валерий Регер, который, кажется, окончательно "поселился" в их группе (по счастливым семейным обстоятельствам). 

Сейчас с ними работает Афонькин Юрий Иванович, но в данный момент не может этого делать из-за травмы, из-за чего даже в Бийск не могут березоньки поехать. Не с кем пока… А это все-таки будет смотр ветеранов, года два назад они были на таком смотре победителями, а тут - такой вот форс-мажор получается! На том победном конкурсе они пели акапельную песню "Ой, да ты, калинушка, да ты не стой, не стой на горе крутой…", а помнится, что как раз эта песня звучала в 1937 году в кинофильме "Максимка", и сейчас она не устарела, исполняется великолепно. Вторая песня - "Смуглянка-молдаванка", им так аплодировали, зал вообще был в восторге, люди были в изумлении от прекрасного звучания аккапельного исполнения, и это была победа, еще пользуются большой популярностью стихи собственного сочинения и исполнения Надежды Гайсиной. Словом, артисты самые разные, они и поют, и пляшут, и стихи читают… А десять лет ансамблю исполнилось шестого марта, но отчетный концерт сейчас дать не получится из-за травмы баяниста, приходится перенести его на осень, но заявить о наступившем юбилее, конечно, стоит, думает руководитель ансамбля Надежда Гайсина…
О том же, как все начиналось, слово предоставляется старейшим вокалисткам ансамбля Татьяне Семеновне Косиновой и Анне Ильиничне Кочуриной: "Был у нас ансамбль "Красная гвоздика", но нас стало там так много, что мы не стали слышать друг друга, в одном конце стоим, а другого совсем не слышим. И Юрий Николаевич решил нас разделить, а у нас уже было звание "народного", и вот та часть осталась со старым названием, а нам дали новое имя - "Березка". Костюмы тоже придумали новые, большое участие в этом принял Отдел культуры, костюмы получились яркие, сочные, именно березки, и именно белое с зеленым. Но получилось, что звание "народного" имеет только одна часть ансамбля, а "Березка" - идет как новый, без звания. Но мы считаем, - говорит Надежда Гайсина, - что главное это все-таки петь, а не звание иметь…
Тогда у Надежды было общество защиты материнства и детства, и она проводила День матери, сама писала сценарий, сама все вела, и ей хотелось подарить матерям этот час, предложили послушать "Березку", которая уже существовала с таким именем, и вот она просто в эту "Березку" влюбилась, хотя сама там еще и не пела… Юрий Николаевич каким-то образом ее вычислил и пригласил к себе, и вот лично она с ними уже восемь лет, то есть на два года поменьше…
Потом были перевыборы, ей оказали доверие, и вот они идут по жизни все вместе общей стезей. Когда шел отчетный концерт на пятилетие ансамбля, она спросила у Юрия Николаевича, почему именно "Березка" назвали? Он дал ей перечитать литературу и прочувствовать этот момент. Оказывается, у них был лозунг: "Без березы не мыслю России" и "От березы вся Русь родилась…" Дело в том, что наши предки очень почитали березу и обращались к ней, как к Богородице. А так как Юрий Николаевич человек православный, очень миролюбивый, духовный, значит, так и быть суждено: "Березка…" И сейчас они хотели бы все концерты начинать с песни, посвященной березе, а их немало. И они уже выбрали песню на свой отчетный концерт, но пока не станут ее называть, пусть сюрпризом будет, что ли? И есть еще причина, по которой сегодня не стоит проводить концерт, потому что идет уже подготовка к 90-летию Горно-Алтайска, а эта очень значимая дата. И тут Надежда Николаевна предлагает своим девочкам посчитать, сколько же у них в репертуаре исполняемых вещей? И оказалось, что немногим меньше трехсот, а это цифра! Они с удовольствием общаются с другими ансамблями, но пока только они одни поют акапельно, и еще у них есть эксклюзив - старообрядческие распевы, их даже приглашали в Улан-Удэ, за что они до сих пор говорят великое спасибо городу в лице тогдашнего мэра Виктора Облогина и Отделу культуры за то, что помогли оплатить эту поездку, и это был Второй Международный фестиваль старообрядческого фольклора. Там были гости из Канады, Румынии, с Аляски, а они были дипломантами этого фестиваля.
- Ну а теперь, - обращаюсь я к девушкам, - расскажите о себе, как вы пришли к песне? Рассказывает Татьяна Семеновна, что она с пяти лет в художественной самодеятельности и ей было всего семь лет, когда она на пионерском слете запевала песню "Партия - наш рулевой!" Всю жизнь в школе в самодеятельности, в кооперативном Павлодарском училище в самодеятельности, а работать - кем только она не работала! И все народные праздники весело отмечали, с песнями, с плясками.
В городе устроилась на хлебозавод, где сначала работала кассиром, потом - бухгалтером, мастером-кондитером, семья со временем разрослась: две дочери и муж, четверо внуков и семь правнуков, богатая семья, что тут скажешь! На хлебозаводе была самодеятельность, там Татьяна Семеновна и распелась! Да так и поет до сих пор… И никакие жизненные передряги им нипочем, живут как одна семья: случилась беда у Татьяны Семеновны: сына убили хулиганы из-за куска железа, старой ржавой машины, так весь ансамбль ее поддерживал, не давали упасть духом, взаимовыручка так много значит!
Второй рассказ слушаем от Анны Ильиничны: "Росла и жила я в деревне, там пели и выступали, всегда были на виду, училась в школе с удовольствием и там тоже не обходилось без песен, я и петь люблю, и плясать люблю… Потом пошла на пенсию и увидела по телевизору передачу, "Красная гвоздика" в подвальчике, там еще заправляли всем Людмила Назаренко и Вера Скуридина и подумала, а почему бы и мне не пойти к ним попеть? Ну и пошла, так и влилась к ним… Тут еще и мужа потеряла, надо искать какую-то альтернативу, вот и нашла. Хорошо петь в коллективе! А с Татьяной Семеновной спелись еще с хлебозавода, так и поют дуэтом, и все получается прекрасно. Кажется, нам друг без друга никуда, говорят, звучание бесподобное, так голоса слились!
То же самое говорит и Надежда Николаевна Гайсина, что она всю жизнь выступает, и пела, и стихи читала, особенно запомнилась ей великая песня "Бухенвальдский набат": "Люди мира, на минуту встаньте, слушайте, слушайте, гремит со всех сторон - это раздается в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон…" И она эту песню запевала, а ее отец, инвалид войны, сидел в первом ряду. Когда она вдруг запела с хором, он такого даже ожидать не мог и все восхищался дочкой, которая оправдала его ожидания, и даже сверх того, а ее мама пела всю жизнь, и когда посуду мыла, или картошку чистила, так и Надя взяла с нее пример, пела и поет всегда, за любой работой и всем это советует: "Я особенно хорошо пою, когда посуду мою…" - признается она своим березкам.
После окончания педучилища Надежда Николаевна поступила на журналистский факультет и много лет проработала на этом поприще, всегда впереди планеты всей, всегда на виду, да и среди своих коллег-журналистов, имея двоих детей, считалась матерью-героиней, с такой профессией-то и одного ребенка воспитать непросто, а двоих и вовсе… Но она справилась! У нее два сына и семь внуков… Вот так и получается, что всё эти женщины в жизни успели: и детей родить и воспитать, и по дому любую работу делать и не абы как, а с удовольствием, хоть шить, хоть вязать, хоть вкуснятину разную стряпать, хоть в огороде покопаться или цветочки выращивать - могут все! А живя в Туркмении, надо было уметь и правильно и остро освещать самые разные злободневные вопросы, ведь время тоже было самое острое, надо было и жить в нем уметь…
А непросто было начинать жизнь всю снова, потому что все пришлось бросить, рассыпались, развалились наши республики, куда-то вдруг девалась великая дружба навеки, и все эти катаклизмы пришлось пережить нашему многострадальному народу, в том числе и нам с вами… Младший сын у Гайсиных пошел не обычным путем, он пришел к Богу, но это всяко лучше, чем прийти к водке, не правда ли? Муж у Надежды Николаевны - геолог, причем, настоящий геолог, его работа - это была и его душа тоже… Он очень образованный и тактичный человек, и жить с ним хоть не просто, но интересно и многому научиться можно.
Затрагивает Надежда Николаевна и такой актуальный вопрос, как взаимопроникновение в разные ансамбли, раньше такого и в помине не было, поёшь в одном коллективе - и все, больше никуда не лезь, иначе уже какое-то предательство получается. И с этим нельзя не согласиться… Если ты в этом коллективе, ты живешь его интересами, ты прибавляешь ему что-то, и непонятно, ты здесь с нами душой или там, в другом ансамбле? Задумайтесь, люди! И я полностью согласна с ней в этом… Но почему-то этот вопрос среди руководства никого не занимает, поют, да и пусть себе поют хоть в десяти коллективах, какая разница? А разница есть. Вот вышел городской ансамбль, неважно какой, спели песню, после него выходит из Кызыл-Озека, выступающие те же, только добавилось два-три человека. Так чьи же они на самом деле-то, городские или из Кызыл-Озека? Конечно, причины могут быть разными: лучше условия труда, выше оплата музыканту и так далее, но в целом надо быть патриотами не только своего региона, но и коллектива тоже.
Сколько песен поется о березах, и ничуть не меньше о войне…Говорит Надежда Николаевна: "Мы-то с вами помним, мы-то знаем, какой ценой досталась эта победа в Великой Отечественной войне… А дети, рожденные после войны - это мы с вами! Тот звоночек радости, который прозвенел после войны. Мы не были на войне, но мы играли в войну, потому что хотели походить на своих отцов:
Я по приказу нашего комбата
С веселой россыпью веснушек
на носу,
Вновь, по-пластунски,
в шароварах брата,
Крапивой жгучей в зарослях ползу…
Так мы, войны не знавшие, играли
и играли вновь в войну…
Помню, как в детстве глядела
На бегущие облака,
И так непременно хотела
Попасть хоть однажды туда…
Так пусть будет низкий поклон тем, кто выжил в годы войны, низкий поклон тем, кто дождался любимых с войны, тем, кто родил и воспитал детей, внуков, правнуков и будет вечно жить, пока жив наш великий русский, российский народ. Поэтому так часто звучат песни о войне, песни о войне и о тишине, и как же мы хотим, чтобы эта тишина никогда не кончалась… Как же им трудно было, молодым, ждущим любовь, первую и единственную, погибать на этой войне…
Мы русские, и с нами Бог!
Мы - русские, русские не предают,
За Родину последний вздох,
Мы - русские, русские идут…
Особое место в ансамбле занимают песни, которые женщины пели длинными зимними вечерами за работой, а некоторые песни так и назывались "плачем"… Одна из них называется "Бабье лето":
Где любовь, где суженый -
застрадали…
И опять не сдюжили - зарыдали.
Молодость откликнулась во лесочке,
Седина рассыпалась на височки…
Самое главное, когда душа раскрывается навстречу всем людям, когда хочется петь и танцевать, плакать и смеяться. Это концерт, в котором артисты как будто неторопливо, ненавязчиво рассказывают зрителям о себе, о жизни своей, вот спели песню "Огоньки" на музыку Владимира Хохолкова - и закружились в вальсе…
Огоньки - так зовут на Алтае цветы.
Огоньки - оглянись - и увидишь их ты…
Спели песню о безграничной любви женщины - и тут же стихи Гайсиной:
Из-за березовой вершинки
Всплывает полная луна,
Как будто сердца половинки
Слепила вместе вмиг она.
Такое яркое светило.
Особой важности полно,
С невзгодами меня смирило,
Успокоенье принесло…
Смотрю на лик светила чистый,
Душа надеждами полна…
Сменить бы бег свой норовистый
На тихий шаг, судьба моя!
Говорят, что за морями-океанами никак не могут понять, почему же мы именно так живем, почему так любим своих детей и внуков? Не могут понять нашей души, нашей привязанности. Да где им! Мы же россияне, которые родились в стране березовых рощ, умеем и плакать, и веселиться от души, мы идем к березке, когда грустно, идем, когда хорошо, и потому и березы тоже любят нас, они дарят нам свежий воздух, вкусный и полезный березовый сок… И потому и гармошка хорошо играет в нашем краю, и песни величавые поются, и дети смеются, и не богатством мы меряем наше счастье…
Да, замечательный ансамбль "Березка"! Но вернемся опять к тем, кто "работает" на несколько ансамблей сразу: они к нам идут зарабатывать первые места или туда, к ним? Чьи же они все-таки больше? Да, вопрос трудный и почти неразрешимый, а решать-то его все-таки надо! Мне очень понравились слова из стихотворения Галины Павловны Кашкиной:
А Надежда Гайсина как березка белая,
Но не одинокая, с нею роща целая…
Эти слова очень символичны, и вот эта роща березовая всегда поет вместе со всеми, у них настоящий коллектив, который не разъединить и не разорвать никакими усилиями! А еще Надежда Гайсина о каждом члене ансамбля любит написать хоть несколько стихотворных строчек. Например,
Ах, Семеновна, голосистая,
вся медовая, вся искристая,
Выйдет павою, запоет,
слово сладкий торт печет…
К сожалению, у "Березок" есть и потери, потери невосполнимые, ушла от них Кузнецовская Федосья Ефимовна, Надежда Михайловна Шамсулина, заболела и перестала ходить, Валечка Сафронова так любимая всеми, время идет и люди уходят или становятся маломобильными, это все очень печально, конечно, но ничем не восполнишь, к сожалению. Это были сильные голоса, видимо, надо обновляться, и обновляться постоянно, чтобы новые голоса шли на смену другим, и это будет самое правильное. И еще мне хочется передать просьбу руководителя "Березки" Надежды Гайсиной, что если у кого-то есть желание прийти к ним в ансамбль, пусть не стесняются, а приходят, чтобы можно было сделать первый и второй состав, дабы заменять друг друга. Ведь по-хорошему именно так и должно быть… "И все равно нас не догонят!" - говорят женщины, и, действительно, догнать тех, кто постоянно стремится к самосовершенствованию, невозможно или очень трудно. А "Березка" стремится, да еще как!
- А как вы считаете, в таком возрасте, как ваш, жить интересно или уже нет?
Ответ одинаков у всех: "Несомненно, интересно, вот только здоровья бы побольше, а остальное все приложится!" И не только на концерты, но и на репетиции, они все ходят как на праздник, веселые и нарядные, а так и должно быть! В нашем возрасте открылись новые горизонты, мы всегда были кому-то должны, а сейчас стали свободнее, что ли? Бежать по обязаловке никуда уже не надо, и кажется, что жизнь только начинается, ведь она может начинаться в любом возрасте. Так что на такой мажорной ноте мне и хочется закончить эту статью, с юбилеем, "Березка"!

Ваша Татьяна Колосова

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)