Совсем недавно мною была опубликована статья об есауле Александре Петровиче Кайгородове, эта тема мне очень близка и интересна, хотя бы потому, что я всегда любила историю своей страны, а историю Республики Алтай - особенно, так как живу здесь уже давно, со школьных лет, но тогда это была несколько другая история… Нельзя, например, было писать и говорить хорошее о людях, находящихся по другую сторону жизненного лагеря: если белый, то только белый, если красный, то честь ему и хвала! А ведь все было совсем не так, и красные, и белые совершали разные ошибки, из-за которых и вся история пошла не так, как должно было быть. Но я хочу сказать о другом…

Ну, написала я эту статью, о продолжении совсем не думала, хотелось просто напомнить людям о героических личностях, в частности, о Кайгородове, показать все его плюсы и минусы. Кое-какие документы я, конечно, изучала, но в архиве, действительно, не работала, поэтому получились некоторые ошибки и неточности, да и не ожидала, что так быстро появятся отклики читателей, например, заметка "И вновь об есауле" Н.А. Петровой, которой хочется сказать большое спасибо за горячее сердце, неравнодушие к историческим личностям и событиям, но прошу быть ко мне чуточку снисходительнее за искажение некоторых биографических фактов, это не специально, а совершенно случайно получилось, не думала, что в СМИ и документах, которые мне предоставили, тоже есть непроверенные данные, или кое-что сама неправильно поняла. Проверять надо, согласна, учту на будущее…

И еще, как-то утром у меня зазвонил телефон… Это звонил Иван Федорович Медведев, доктор исторических наук, профессор ГАГУ, его тоже как историка всегда интересовала личность есаула Кайгородова, он даже рассказал мне, как они спустя годы после тех событий прошли со студентами дорогами командира чоновцев Ивана Долгих, который в свою очередь преследовал Александра Петровича Кайгородова и тоже указал на некоторые места из биографии Кайгородова, по его мнению, не совсем соответствующие действительности. С ним мы встретились, и вот что он мне поведал…
"Я здесь, в Горном Алтае, - говорит Иван Федорович, - уже в седьмом колене… Вот цепочка моего рода по отцовской линии:
Я - Медведев Иван Федорович. Мой отец - Медведев Федор Илларионович. Мой дед - Медведев Илларион Денисович. Мой прадед - Медведев Денис Карпович. Мой пра-прадед - Медведев Карп Лукич. Мой пра-пра-прадед - Медведев Лука Марковеевич. Мой пра-пра-пра-прадед - Медведев Марковей (отчество не выявлено).
Однако именно с него, с Марковея Медведева, согласно семейной легенде, ведется начало корней нашего рода. Он происходил из кузнецов города Тамбова, был очень умелым специалистом. Да и вообще все Медведевы были умельцами в своем деле. В жизни случалось так, что родословная отца в семье чаще была на слуху.
Особой сложности восстановить далекое прошлое семьи Медведевых не составляло. Другое дело родословная нашей мамы, источники ее скромны и недостаточны.. Причин этому было несколько… Основными были следующие: бабушки наши по отцу и матери недолюбливали друг друга. Мамина мать - Наталья Петровна - постоянно жила со своей младшей дочерью Полей, младшей сестрой мамы. В семье у тети Поли, с которой проживала Наталья Петровна, как-то не принято было говорить об ее родословной. Никто и не говорил… Более того, многие даже не знали ее девичью фамилию… Я, например, фамилию бабушки Натальи Петровны узнал только после ее смерти от моей мамы…
Однако все по порядку… В одном из сел Усть-Коксинского района жила крепкая семья Кайгородовых, они были ясачными алтайцами, то есть русская переселенческая семья, взявшая на себя обязательство вместо налога платить ясак. Это для охотников, а их среди переселенцев было много, платить ясак (пушниной, орехом) считалось проще и выгоднее. В семье Кайгородовых, кроме родителей, был сын Александр и две дочери - Наталья и Аксинья. В село Демино Солонешенского района Михей Карпович Завьялов привез молодую жену Наталью Петровну Кайгородову. До гражданской войны ничего необычного в этой фамилии не было, но вот грянула война, взлетело имя и фамилия одного из врагов Советской власти. Этим человеком стал есаул Александр Петрович Кайгородов. До сих пор точно не установлено, Александр Петрович и Наталья Петровна Кайгородовы родственники или просто однофамильцы. Но почему-то своей девичьей фамилией Наталья Петровна при Советской власти особо не бравировала… Ведь сам Александр Петрович считался врагом народа, и носить эту фамилию не было никакого почета, скорее, наоборот, это было стыдно, члены семьи Кайгородовых считались врагами народа.
И вот что интересно: в квартире у Ивана Федоровича Медведева целая галерея портретов его родственников в военной форме, с орденами и медалями, так вот, у него есть мечта - поместить среди них и портрет есаула Кайгородова, поскольку он считает его своим родственником, в чем я обещала ему помочь - предоставить такую фотографию… Что и было исполнено.
Из достоверных источников известно, что отцом мужа Натальи Петровны Карпом Завьяловым было сделано случайно научное открытие о целебных источниках термальных радоновых вод, и на этом месте возник населенный пункт под экзотическим названием Белокуриха. А с 1982 года это город Алтайского края… А всему "виной" был раненый марал, который залечил свои раны этой целебной водой, таких историй о лекарственных водах, травах у Ивана Федоровича великое множество, и все они связаны с историей нашей местности.
А насчет Кайгородова Иван Федорович говорит, что его имя известно стало с 1922 года, и он совсем никакой не бандит был, тогда здесь были колчаковцы и базировалась армия барона Унгерна и еще красные под командованием Карпенко и Щетинкина. И партизаны стали громить регулярные войска колчаковцев, и они ушли по Чуйскому тракту в Монголию. И есаул Кайгородов был в этом войске командиром батальона, и вот он решил вернуться на родину, спустился по Чуйскому тракту через Кош-Агач до Усть-Семы, а потом по Катуни спустился в лог, где сейчас Усть- Коксинский и Усть-Канский район, как раз там, где расположен Кырлыкский перевал. Тогда образовывались чоновские отряды, привлекали и местных коммунистов, во главе был Иван Иванович Долгих, который был в свое время в отряде Петра Сухова.
И Иван Федорович, будучи активным туристом, много километров прошел по их военным дорогам, был и в Нижнем Уймоне, где погиб Петр Сухов и был захоронен… Делает и он поправку к моей статье о Кайгородове, что его голова действительно была насажена, только не на пику, а на копье, пик тогда еще не было, и ее возили по деревням для устрашения народа… Когда Иван Медведев бывал в тех местах, то он там всех стариков расспрашивал, и о Кайгородове в том числе, хотя они в то время были еще детьми, но помнят многое, и о Долгих - тоже, который столько всякого натворил, столько жестокостей было с его стороны, хотя вроде он мстил за правое дело, за гибель своего командира Петра Сухова, рубил всех подряд, а потом трупы грузили на сани и сваливали в овраг, чуть-чуть присыпав землей, несколько дней там еще все шевелилось, были еще живые среди расстрелянных. И был Иван Иванович награжден орденом Боевого Красного Знамени за свои "подвиги", его поход назвали суворовским походом, сопоставляя с походом Суворова через Альпы, его взяли сначала в Новосибирск, потом - в Москву, хотя этот "герой" столько побил крестьян невинных, что вспоминать страшно…
И Иван Федорович с большим чувством, эмоционально рассказывает о том, как разобщались, разделялись люди, становясь врагами от того, что стояли на разных общественно-политических позициях. Граждане одной страны, города или деревни, даже родственники, становятся друг против друга. Каждая сторона считает себя правой и начинается выяснение с оружием в руках - гражданская война.
И в их семейной истории упоминались такие примеры. Это когда их бабоньке Варваре Михайловне в 1918 году за ее сынов, что служили в Красной Армии, белые всыпали тридцать плетей, одним из этих сынов был отец Ивана Федоровича, боец, буденовец. Или раскулачивание в 1929 году, эти события реальны, среди них много общего: классовая злоба? - Да! Зачем пороли старуху? - Для устрашения. - Кого устрашали? Кого и зачем раскулачили? Ведь условия жизни этого "кулака" были самыми невыносимыми. Но классовая ненависть затмевала здравый разум. И поэтому в своей семейной книге "Корни, прошлое и настоящее семьи Медведевых" автор делает в конце такой вывод: "Не праздник народный, дурь она - революция. А в основе не разум, а животный инстинкт, страх и ненависть!"
Да, политика, жизнь политиков - вещь вообще очень сложная. Поэтому как-то незаметно с беседы о Кайгородове, о том далеком времени гражданской войны мы перешли к современности, почему такое отношение стало сейчас к В.И. Ленину, правильно ли будет убрать его из Мавзолея и т.д. Это вопросы все, конечно, интересные, но не будем заострять на них внимание, а то беседа станет нескончаемой. Пока тема Кайгородова практически исчерпана, ну а кому хочется ее продолжить, то совет такой: поступайте учиться на исторический факультет и пишите научные труды на любую тему. Я полемику устраивать не собиралась, а что эта тема оказалась настолько актуальной спустя время, что же, в этом нет ничего удивительного, ведь нет ничего интереснее истории своей страны...

Ваша Татьяна Колосова

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 голос)