29 апреля в эфире телевидения ГТРК «Горный Алтай» показала 15-минутный репортаж Владимира Попошева про алтайскую традиционную религию «Ак Jан», в которой тележурналист поведал зрителям о ней как о некой деструктивной секте. Предлагаем вашему вниманию текстовую расшифровку телепередачи.

Республика Бурятия, Кяхта, или в старину – Троицкосавск, образованный во времена Петра Первого. Основателем города считается предприимчивый коммерсант, талантливый дипломат, посол государя Савва Рагузинский. Кяхта – это российский форпост на восточной границе с Монголией. Некогда именно здесь проходил Великий чайный путь. Этот город был возведен в ранг торговой слободы, и именно Кяхта считалась главными воротами Центральной Азии, откуда в Российскую империю пришел буддизм.

Ирина Саксудаева, заведующая музеем российско-монгольской дружбы г. Кяхты: «Буддизм на территорию Россию проник в XVII веке. Проник он через Тибет, через Монголию и конечно же через ворота в Центральную Азию – через Кяхту, так как Кяхта в свое время была форпостом географических открытий. Именно на кяхтинской земле был построен первый сонгольский дацан».

Эту информацию подтверждает и сегодняшний лама дацана «Балдан Брэйбун» Бато Шареев. Он называет Кяхту колыбелью буддизма России. Его видение сегодняшнего буддизма как одной из трех официально признанных религий России также основано исключительно на исторических событиях. Поэтому, когда летом прошлого года по республике распространилась информация о приходе на их земли белых шаманов, детях природы или Ак Jан – Белая вера, Бато Шареев воспринял это движение как минимум неоднозначно. Но он сразу понял, что это некие деструктивные силы, питающиеся религиозным невежеством.

Бато Шареев, ширээтэ лама дацана «Балдан Брэйбун», с. Мурочи, Кяхтинский район: «Сказали, что на колыбели буддизма строение поставим, чтобы искоренить буддизм, другие веры традиционные, которые есть. Для этого, видимо, и построили такое сооружение. Просто они кого завербовали маленько, сколько народу было, людей, которые рядом непосредственно живут, из окна или со двора увидели, собрались, построили. А те люди, которые непосредственно участие принимали, они скрываются, никто ничего не рассказывает».

Начиная свое журналистское расследование в Бурятии, мы, естественно, в первую очередь решили обратиться в органы власти. Выяснилось, что администрация города Кяхты не давала никому официального разрешения на строительство там каких-либо сооружений. Оказалось, что эта территория вообще находится в черте муниципального образования.

Екатерина Якимова, ведущий специалист по земельным отношениям администрации МО г. Кяхта: «К нам обращений никаких официальных не было для воздвижения этого объекта. У нас вообще там юго-восточная часть города Кяхта, там был утвержден проект планировки для льготных категорий граждан».

Именно здесь, в приграничном городе Кяхта Республики Бурятия адепты нового религиозного движения «Ак Jан», подчеркну – сектантского направления, хотели заложить так называемый «тагыл». Место проведения обряда было выбрано неслучайно. Во-первых, это возвышенная местность на пустыре, буквально на территории города с одной стороны, а с другой – направление к восходу солнца. И, пожалуй, самое главное: все это – на границе с Монголией, чуть далее вы видите уже зону отчуждения.

Местные жители не приняли и не позволили быть непонятному для них объекту и разобрали сложенные камни, раскидав их по территории. Однако через несколько дней сооружение было восстановлено, и никто не заметил, как и кто это делал. Таким образом, история повторилась трижды. В итоге жители все же разрушили, и после этого сюда уже никто не приходил, камни остались лежать в том же виде.

По поводу распространения нового учения в Бурятии писали и местные СМИ. Изначально информация поступила из села Сотниково Иволгинского района. Журналистка интернет-журнала «Республика» Евгения Балтатарова провела свое расследование. Она сразу заметила, что появление тагыла для Бурятии несвойственно. Понятны христианские, буддистские, шаманистские, а тут что-то новое. Ее источники рассказывали о встрече с «актяновцами», которые активно проповедуют новое учение.

Евгения Балтатарова, генеральный директор интернет-журнала «Республика»: «Говорили, что пришли с Алтая, что это все близко нам, что нужно якобы, знаете, они пропагандируют такие экологические вещи, что нужно нам сохранять Байкал, что нужно чтобы все было чисто. Одновременно с этим идет такая жесткая, как рассказывают люди, которые там были, наши источники, что идет жесткое давление, что вы должны отказаться, что вы должны враждебно относиться к другим культурам, к другим вероисповеданиям, к другим религиям, к людям, которые исповедуют другую веру. Мы подумали, что есть все признаки тоталитарной какой-то секты».

Судя по активности адептов, причем не только в Бурятии и в Иркутской области, ставка делается на молодежь. Прикрываясь заботой об экологии и пропагандой здорового образа жизни, секта набирает в свои ряды все новых слушателей, утверждают бурятские СМИ.

Евгения Балтатарова: «Помогали им, насколько мы знаем, местные шаманы, отрекшиеся от нашей бурятской шаманской языческой деятельности. И вот они говорят, мол, Белая вера, что буряты якобы произошли от алтайцев, что бурятам нужно вернуться в алтайскую веру. Мое мнение осталось такое, что в Бурятии существует некое движение, которое нельзя назвать легальным, нельзя назвать отвечающим законодательству Российской Федерации, потому что они, судя по всему, нарушают очень многие пункты законов».

Сейчас мы находимся у села Сотниково, это практически пригород столицы Бурятии Улан-Удэ. Тагыл здесь уцелел, и расположен он здесь также на возвышенной местности и расположен он также на границе. Только граница эта между городом и Иволгинским районом, где как раз-таки находится резиденция главы буддийской традиционной сангхи России, хамбо-ламы Дамбы Аюшеева.

В Сотниково объект оккультизма расположен еще ближе к населенному пункту, чем в Кяхте. Здесь установлена и табличка, где прямым текстом говорится о негативных последствиях при посещении тагыла, то есть о запрете. Речь даже идет о бедствиях, огромных рисках для жизни, здоровья и благосостояния посетителя. Местные жители подтверждают, что периодически на этой горе собирается большое количество людей.

Неизвестные женщины: «Мы уже два года живем, два года стоит. Я туда каждый день хожу, собак прогуливаю. Там остаются костры и в этих кострах косточки горелые».

Что касается местных шаманов, конечно же, мы обратились и к ним. В Улан-Удэ есть межрегиональный центр шаманов «Хаан-Тэнгэри». Верховный шаман Бурятии выразил свое мнение по поводу «актяновцев». Традиции, культура любых народов, живущих на планете, являются фундаментом бытия в принципе, это основа, откуда и идет развитие. Понять мир через религию – значит понять его через учение. А какого толка оно будет – выбирает сам человек. Главное, чтобы оно приносило пользу, гармонию, созидание, было уважительным и толерантным.

Баир Цырендоржиев, председатель религиозной организации «Межрегиональный центр шаманов «Хаан-Тэнгэри», член совета по шаманизму при президенте Республики Бурятия: «В прошлом году я просто слышал, и в Баргузинском районе, и в Кяхтинском районе, мол, люди начали верить именно шаманизму из другой традиции, веры. А если под именем тенгрианства или под именем шаманизма человек начинает причислять, это уже, скажем, не шаман, это уже не традиция, это кощунство. Это вымышленный человек, который действует во имя блага себя и окружающих людей, компании, это мы уже называем сектантство или каким-то другим названием».

Несколько влиятельных последователей Белой веры в Республике Алтай, а это пять человек, подвергались в свое время и уголовному преследованию за экстремизм. Были осуждены, получали сроки, штрафы, приговорены к обязательным работам. В 2013 году судом признаны экстремистскими девять статей, вышедших в «актяновской» газете «Амаду Алтай». Они даже были включены в федеральный список экстремистских материалов. В публикациях содержались высказывания, направленные на возбуждение религиозной вражды и ненависти, в частности, к буддистам.

Татьяна Кончева, председатель Общественной палаты Республики Алтай: «Не очень это, что они называют себя «актяновцами». Они не «актяновцы», «актяновцы» – это совсем другое течение, другое направление, и об этом написано и историческая наука об этом говорит. Но, тем не менее, самоназвавшись вот этим светлым, хорошим названием, делаются черные деяния. И это очень горестно. Вот кому-то из апологетов привиделось, приснилось, что наши «jалама» не должны быть наших традиционных цветов, которые всегда используются, это белый цвет или голубой, или желтый, традиционные цвета. Сейчас предлагается использовать зеленый цвет. На мой вопрос мне рассказывал один из главных руководителей вот этого движения, мы с ним беседовали: «Почему зеленый»? – «Потому что это символ движения, роста, жизни». Ну, давайте послезавтра начнем фиолетовые цвета, черные, красные, коричневые. То есть, всему должно быть объяснение, народ должен сам к этому прийти. Должно быть логическое, а не потому что кому-то что-то приснилось».

Кстати, зеленые ленточки мы можем наблюдать и на уцелевшем тагыле, установленном в селе Сотниково, что доказывает распространение в Бурятии непривычного для этой местности культа. Хотя, как говорят улан-удэнцы, с осени 2017 года в Бурятии об «актяновцах» или о белогвардейцах больше ничего не слышно. Но в Республике Алтай под маской возрождения исконных традиций каракольская группировка проповедует свое деструктивное учение уже порядка двух десятилетий. На ее счету как минимум две попытки разрушения буддийских ступ. Первый случай произошел в 2003 году в Онгудайском районе, где установленный субурган был полностью разрушен, но потом его восстановили. Второй инцидент – в 2016 году в Усть-Канском районе. Напомним, вандалы повредили культовое сооружение, расположенное на территории домовладения. Данная лотосовая ступа была установлена в Яконуре в 2015 году. В ней заложено полное собрание учения Будды и другие реликвии, которые, кстати, освятил сам Дамба Аюшеев, глава буддийской традиционной сангхи России.

Алексей Лутцев, председатель Усть-Канского районного совета депутатов: «Адептов навязываемой веры можно посчитать по пальцам. Их несколько, но они очень активные и действуют и угрозами, и вот именно своим распространением литературы».

Светлана Чабачакова, депутат Кырлыкского сельского поселения: «Страшно за будущее своих внуков, своих детей-школьников. Неправильное это движение. Когда читаешь эту листовку, мурашки по коже бегут. Все алтайские наши традиции там все вычеркнуты. Что нельзя, когда человек умрет – нельзя семь дней провести, нельзя сорок дней проводить, нельзя год проводить».

Осквернение поклонного креста в 2012 году в селе Топучая Шебалинского района – ещё один фактор религиозной ненависти. Виновник тогда был признан в совершении вандализма. Но нарушитель заявил, что свалил и изрубил топором крест не зная, что это символ православной религии. Он думал, что это коновязь. Однако суд признал вину подсудимого полностью и приговорил к полутора годам ограничения свободы.

В ходе журналистского расследования мы побывали и в Каракольской долине. Взять интервью у местных жителей на эту тему оказалось не так-то просто. Они отказывались, хотя за кадром говорили, что боятся за свои семьи, близких, опасаются преследований. Люди запуганы, но все-таки двое из женщин согласились побеседовать, только с условием, что мы не покажем их лиц и изменим голос.

Неизвестная женщина: «Они постоянно навязывают вот этот Ак Jан. По их мнению, все народы мира произошли из Каракольской святой долины и все должны сюда прийти и молиться здесь. Они не признают никаких других религий. Если не будешь им молиться, ходить, Ак Jан не будешь признавать, ваши дети умрут, ноги сломают, все угрожающего характера. Я раньше ходила на их молебны, всякое вот такое говорили, прямо пофамильно. Разделяют, кто идет на молебен, кто не идет. Вообще, мне не нравится вот такое. И теперь я вообще не хожу, ярая противница ихнего Ак Jана».

Вторая неизвестная женщина: «С одной стороны, когда они начали все это, Ак Jан, это хорошо было. Мы радовались, что вот люди не боятся говорить, не боятся объединяться, все это объединяет людей, как-то возрождается духовность. Но получилось, что эта община, как говорят – Каракольская, они оппозиционно себя поставили и стали компрометировать Ак Jан. И получилось, что в республике Ак Jан – оппозиционная, против всех. «Правда только наша, только мы правильной веры», - это тоже нельзя, но вот они как-то так вот попортили видение людей о нашей религии».

В конце 2017 года научно-исследовательской лабораторией Горно-Алтайского госуниверситета проведено социологическое исследование. Опрошено две тысячи респондентов 18 лет и старше в Горно-Алтайске и сорока населенных пунктах региона. По итогам установлено, что подавляющее большинство, а это 87,5 процента, считают многонациональный состав населения Республики Алтай положительной особенностью. Выявление организаций или деятелей, проявляющих элементы религиозного экстремизма, показало, что, по мнению жителей, в тройку организаций, ведущих агрессивную религиозную деятельность, вошли ИГИЛ*, на втором месте Ак Jан, и затем Свидетели Иеговы*. В общем, как бы и что бы там ни было, народ сам определил: только система воспитания в духе уважения к культуре и традициям разных наций, вероисповеданий, духовная консолидация общества вокруг общих интересов, культивирование социальных ценностей может способствовать гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.

В этом же промежутке времени в эфире ГТРК «Бурятия» вышел специальный репортаж Валентины Бадмажаповой «Белая вера», посвященный той же теме. Использованы те же кадры, выступают те же герои, что и в передаче Владимира Попошева, да и сам он уже в качестве жителя Республики Алтай рассказал бурятам о том, какая страшная эта алтайская вера. Немного позже в эфире Первого канала выходит передача «Сибирская вспышка», в которой последователей Белой веры на Алтае сравнивают с ИГИЛ*.

Эл башчы алтайского народа Мерген Теркин дал свой комментарий к вышедшим в эфире государственных телеканалов телепередачам, явно срежиссированным в одном месте:

«Народ возмущен появлением подобных передач, этим инициаторы вызывают дестабилизацию в регионе. Будем требовать публичных извинений и опровержения, оставляем за собой право обратиться в суд для защиты доброго имени алтайского народа. Алтайцы как коренной этнос республики имеют все права для возрождения своих обычаев и традиций. Федеральная служба безопасности, вмешиваясь в вопросы алтайского традиционного мировоззрения, превышает свои полномочия. Считаем подобное давление со стороны федерального органа правопорядка путем организации оскорбительных и унижающих алтайский народ телепередач недопустимым».

*ИГИЛ, Свидетели Иеговы – организации, запрещенные в России.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.75 (2 голосов)