Слухи о том, что мосты через реки Чуя и Катунь - два моста, обеспечивающих жителям села Инегень сообщение с Чуйским трактом, находятся в аварийном состоянии, подтверждаются. На фотографиях, присланных из Онгудая, хорошо видно, что первый мост (длиной более 74 метров и стоимостью 89,4 млн рублей) и второй (длиной более 141 метров и стоимостью 177,1 млн рублей) начали разрушаться. На мосту через Чую видно, что у двух железных опор моста, находящихся непосредственно в воде, течением размыло фундамент-ледорез из бетона, а у одной несущей балки пролетного строения сварочный шов разошелся, пластинчатые "заплатки" отсутствуют. На мосту через Катунь видно, что у одной из пяти железных опор, находящихся также непосредственно в воде, ледорез из железной трубы совсем оторвался. Также мост построен в неудачном месте, берег реки составляют сыпучие породы, сверху на дорогу сыпется галька с камнями, особенно в дождливую пору.

Помпезное открытие этих мостов с приглашением федерального дорожного министра М.Соколова состоялось 13 августа 2015 года. Возникает вопрос, почему два новых моста, не прослужив даже два с половиной года, разрушаются? Конечно, я не специалист по мостам, но могу точно ответить на вопрос. При возведении мостов строительные технологии не были соблюдены как положено, а дальше могу предположить, что на соблюдение технологий "как положено" не хватило денег, так как большая часть денег ушла на так называемые "откаты" и "распилы".

В последнее время в Республике Алтай аварийные мосты и возбуждение уголовных дел по хищениям на строительстве мостов стали тенденцией. К примеру, недавно в Улагане судили А.Туймешева за акты приемки непригодных для эксплуатации мостов, а расследование уголовного дела Д.Бейсенбинова из Кош-Агача по краже большой суммы денег при строительстве мостов длится годами. Есть мнение, что эти граждане являются всего лишь "стрелочниками", то есть людьми подчиненными, безвинно наказываемыми за преступления, совершенные лицами более высокого ранга, с целью их оправдания.

Строительство мостов для коррупционеров стало "золотой жилой" не только из-за откатов или распилов, но и из-за отсутствия очерченной заявленной стоимости, так как их стоимость можно повышать, как говориться, сколько душе угодно. Обнаглевшие от безнаказанности управленцы так и делают, а совсем оборзевшие могут строить мост в никуда со стоимостью в миллиард рублей.

Возьмем пропиаренный А.Бердниковым мост через реку Катунь в селе Тюнгур Усть-Коксинского района. Глава республики под надуманным обоснованием "соединения Усть-Коксинского и Онгудайского районов" инициировал строительство нового моста со стоимостью 918,3 миллионов рублей, полная длина моста 200,16 метров, а длина подходов к мосту - 604 метров. Мост строится с 2016 года, сколько денег ухлопано за это время на мост без надлежащей проверки, не установить. В разное время указывались разные суммы, была построена временная переправа, которую потом почему-то разобрали, а в конце 2017 года было заявлено, что в 2018 году в республику будут возвращены неосвоенные 400 миллионов рублей для завершения строительства. Если грубо посчитать (918,3 миллионов рублей минус 400 миллионов рублей), то более 56 процентов денег освоены, но наполовину построенного моста не видно, и в данное время никакие работы там не ведутся.

А.Бердников говорит, что целью постройки моста через Катунь в селе Тюнгур является дорога в Инегень по правому берегу Катуни для соединения Усть-Коксинского района с Чуйским трактом. Чистой воды обман, то есть ложное представление, придуманное, наверное, для кражи денег по ходу строительства и моста, и дороги? На самом деле строить подобную дорогу нет никакой необходимости. Во-первых, между селами Тюнгур и Кучерла стоит автомобильный подвесной мост с качающимися пилонами и деревянным покрытием, построенный в свое время В.Петровым. Сегодня его капитальный ремонт во время ледостава обошелся бы всего в десятки миллионов рублей и без ущерба в проезде жителям вышеназванных сел. Во-вторых, дорога в Инегень по левому берегу Катуни есть, то есть существует, это старая скотопрогонная дорога, в советское время по ней гоняли скот из Монголии в Лениногорский мясокомбинат. Сегодня по этой дороге из Тюнгура в Инегень можно спокойно проехать на мотоциклах. Расширение скотопрогонной дороги для проезда автомобилями обойдется в разы дешевле, чем строительство новой дороги по бердниковскому проекту. При строительстве дороги Кучерла - Инегень придется, во-первых, строить еще два больших моста - через реку Кучерла и второй мост через Катунь, также там текут дюжина малых рек, которые требуют переправы. Во-вторых, там есть места, которые принято называть "непролазной глушью", также есть непреодолимые горные гряды, которые при строительстве дороги потребуют взрывные работы. В-третьих, есть подозрение, что строительство дороги по правому берегу Катуни может быть связано с вип-браконьерством на краснокнижных и других животных, так как эти места известны их многочислием?

Нормальные управленцы в нормальном государстве строительство дорог и мостов ведут комплексно: строятся хорошие дороги с хорошими мостами. В Республике Алтай не так, в основном дороги разбиты и капитально не ремонтируются, а мосты строятся. Почти все региональные дороги находятся в ужасающем состоянии. По словам руководителей республики, на их ремонт не хватает денег, но в то же самое время эти люди находят деньги на строительство дорог на свои базы, к примеру, на базу "Самыш" на Телецком озере или на Каракольские озера в Чемальском районе? Было бы неплохо, если бы государственные органы или правоохранительные структуры устроили проверку, почему в Республике Алтай дорогостоящие мосты быстро разрушаются, почему на ремонт региональных дорог деньги не выделяются, а на строительство дорог в частные туристические базы финансы без проблем находят?..

С.Танытпасов

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.56 (16 голосов)