Бесполезно пытаться взять у Гасаева интервью. Он их не дает, справедливо полагая, что за него все скажет его искусство. Музыка для него-живой организм. Пусть читатели запомнят это, ибо это важно для понимания всего гасаевского творчества. Предмет неустанной заботы и кропотливого труда Евгения Борисовича-продвижение и популяризация классической фортепианной музыки. Согласитесь, не самые простые цель и задача.

Хотя описывать музыку, не звучащую в сознании-пустое занятие, я все же попытаюсь вначале изложить свои мысли, а потом предоставлю слово слушателям и зрителям гасаева, пришедшим на его музыкальный концерт. Некоторые поклонники творчества этого выдающегося пианиста приехали из районов, чтобы послушать маэстро.

Каждый раз, выходя на сцену, Гасаев играет так, как будто от его игры зависят судьбы мира. Каждый раз, как в последний раз. Он сразу овладевает вниманием зала. У Гасаева особая творческая и исполнительская манера. Ее можно описать, как яркую и уверенную. Отличительные ее черты: благородство и страстность, чистота и гармония. Где надо быть сильным (Бетховен, Бах, Моцарт, Рахманинов, например), он силен. Где надо быть изящным (Пьяццола, Годэ и др.), он изящен. Под его руками ноты оживают. В руках мастера, они приобретают вкус, цвет, запах и вес, изначально заложенные в них композитором. Каждое избранное произведение Гасаев исполняет так, словно пишет картину или ведет повествование от первого лица-себя и автора музыки. На память приходит цитата Бориса Асафьева: «Нет музыки как особого царства бытия-есть зык звучаний для передачи настроений речи человеческой». Кое с чем здесь можно не согласиться. Во всяком случае, для многих музыкантов музыка-это именно целое царство, особый мир, двери в который открыты далеко не каждому, кто захочет войти. Двери в этот особый мир отворяются лиши избранным, у которых есть ключ под названием талант, который от Бога. Таков Евгений Гасаев, который на практике воплощает заветную мечту Модеста Петровича Мусоргского о музыке как о «Средстве для беседы с людьми».

Именно для людей, для своего слушателя все эти бессонные ночи, мучительные поиски себя, своего места в искусстве, лучшей музыки, подлинного искусства. Мятежная душа Гасаева не знает покоя, и очень хорошо. Плохо будет прежде всего для нас, его слушателей, если он когда-нибудь почувствует себя пресыщенным и удовлетворенным. Впрочем, он напроч чужд самодовольства-этого во всех отношениях контрпродуктивного чувства. Наоборот. Очистительное страдание пребывания в музыке, как выразился Пушкин, «весьма мучительное свойство, немногих добровольный крест». Это есть отличительная черта этого выдающегося музыканта. Еще раз вернемся к мысли Мусоргского, которого сравнивают с Достоевским в литературе. Этот великий знаток души русского народа, был фамильным аристократом из рода Рюриковичей, а значит царских кровей. Так вот, подспудно Модест Петрович имел в виду, что исполнителю надо бескорыстно любить музыку, ничего не желая для себя лично. Только такая музыка будет услышана и воспринята даже взыскательным знатоком, только такая беседа посредством музыки между музыкантом и аудиторией трогает сердца, заставляет задуматься над многими сложными проблемами жизни. Только такое общение продуктивно.

А то, что Евгений Гасаев за роялем стремится вести умный задушевный разговор с залом, видно из содержания его программ. Каждую программу своих сольных концертов он продумывает и составляет лично, не терпя в этом важном деле советов и возражений. Вот уже 5 лет он идет от вершины к вершине, восходит и покоряет их, из года в год обновляя и усложняя программу. Ему покоряются такие музыкальные олимпы, которые не всем по плечу. Да, это каторжный труд, но и результат стоит того. Юбилейный концерт-высочайшее творческое достижение артиста. Это было фантастично, феноменально, волшебно. Это что-то сверхъестественное, какая-то магия. Апофеозом и кульминацией концерта, его акма-фазой явилось исполнение 2-го концерта Рахманинова. Сложнейшее произведение, которое композитор написал после тяжелой длительной депрессии, Евгений Борисович исполнил на таком подъеме, так вдохновенно, что ему мог бы рукоплескать сам Софроницкий, будь он жив.

Не менее технически сложным для любого исполнителя является Фантазия до-минор Моцарта, которая открывала тот вечер. Надо сообщить, что до начала всего этого завораживающего действа на сцену поднялась заместитель министра культуры РА Светлана Николаевна Пешперова, которая вручила юбиляру Письмо за подписью Главы республики А. В. Бердникова. Правительство благодарит Евгения Борисовича Гасаева за личный вклад в развитие культуры Республики Алтай и т. д.

Необходимую эмоциональную разрядку залу после глубокого проникновения в музыкальный замысел Моцарта, дали два последующие произведения: скерцо №1 Шопена и вариации на еврейские темы. Это второе свободное и воздушно летящее произведение было исполнено трио «Классик-шарм», о котором два слова. Счастливая идея создания трио полностью принадлежит Евгению Гасаеву. Помимо него, в трио еще два участника: одаренная скрипачка Ольга Асатрян и Заслуженный артист РА Юрий Чендыев (гитара, домра). Созданное не так давно, трио уже стало популярным. У него свой оригинальный стиль и почерк (необычное сочетание архиклассических инструментов-фортепиано и скрипки с народным-домрой). В исполнении этого подающего надежды на дальнейшую любовь и признание публики коллектива, блистательно прозвучал знаменитый «Чардаш» венгерского композитора Витторио Монти и некоторые другие произведения.

Вообще, об этом сольном концерте Гасаева хочется говорить бесконечно, находя все новые грани мастерства и оттенки смысла исполненных произведений. Браво, Гасаев! Браво, маэстро!

Как удачно найденную жемчужину, хочу отметить включение в концерт Фантазию фа-минор Шуберта. Фантазия прозвучала в исполнении Тамары и Евгения Гасаевых в четыре руки. Так она была задумана композитором. Вещь сложная. Без всякого сомнения, зритель с интересом воспринял это семейное и творческое содружество Тамары Юрьевны и Евгения Борисовича. Наградой артистам была буря аплодисментов, прокатившаяся по залу. Обоим были подарены цветы. Номер явно имел заслуженный успех.

Перед композицией «Три аргентинских танца» Альберто Хинастеры в исполнении ведущего концерта Сергея Горюнова прозвучали стихи Евгения Гасаева. Да, уважаемые друзья, Евгений Борисович разносторонне творчески одарен. Он считает себя музыкантом и отдает музыке все свое время. При этом, не считая себя поэтом, пишет прекрасные стихи. Я посчитала возможным дать здесь текст стихотворения Гасаева, которое прозвучало в тот вечер со сцены:

Мне снилась осень
В полусвете стекол…
Б. Пастернак

Декабрь мне снился в призрачном тумане
Беспечный шум и ты в хмельном огне.
И я, немые строчки освещая,
К тебе нес сердце в золотой руке.
НО время шло. Кровавыми слезами
Растоплен лед, весной засеребрясь.
Мой ангел, недосказанность смущая,
Махнул крылом, в безвременность умчась.
Шло время, позабывшее в безверье
Число и век в исчезнувшем окне…
Ты обернулась в сладостном волненье,
Смеясь и плача в сумасшедшем сне.
Сон оборвался… Разум чист и ясен,
Как шелест зеленеющих берез,
Как звуки, растворившие ненастье
Плывущих по небу весенних грез.

Сергей Горюнов с должным выражением, весьма умело прочитал стихи. Хочу отметить его работу над концертом, как режиссера-постановщика, автора сценария и конферансье. Все эти ипостаси Сергей Кириллович хорошо освоил, и успех всего концерта-это и его заслуга. Не лишним будет заметить, что в концерте в исполнении Гасаева и Горюнова прозвучал редкий жанр мелодекламации. Под аргентинское танго Астера Пьяццолы Горюнов в стихах рассказал красивую историю двух влюбленных, которым суждено расстаться. В таком деле, как большой концерт, важна каждая деталь, каждая мелочь. Похвальна также работа осветителя и звукорежиссера. Все было отлично слышно и видно.

Кто был на предыдущем концерте Гасаева, верно, отметил и помнит, что тогда в сопровождении группы этнической музыки «Новая Азия» прозвучали «Картинки с выставки» Мусоргского. Тогда было исполнено пять этюдов, на этот раз только один-«Старый замок». Этот номер был интересен как эксперимент-незнакомое о знакомом.

Как эксперимент же можно воспринять заключительную часть концерта. Вслед за Рахманиновым прозвучало знаменитое «Либер-танго» Астера Пьяццолы в исполнении всех участников концерта: трио «Классик-шарм», группы «Новая Азия», Игоря Дмитриева и, конечно, Евгения Гасаева за роялем. Джазмен Игорь Дмитриев предстал в необычном для себя качестве барабанщика. Кроме этого, Игорь Константинович сделал оригинальную и, я бы сказала новаторскую аранжировку «Либер-танго», исключив обязательный для него аккордеон. Получилось во всяком случае очень неожиданно. Это был хороший финальный аккорд.

Сергей Горюнов посчитал необходимым, чтобы в конце вечера юбиляр сказал несколько слов. В своем коротком слове музыкант сказал, что рад встрече со зрителями и любит их. Поблагодарил за внимание и аплодисменты всех, кто нашел время придти. Виновник торжества ушел за кулисы с охапкой цветов. Зал аплодировал стоя. У некоторых на глазах были слезы.

Заглянув в гримерку артиста, мне показалось, что он очень устал, но счастлив.

Завершая рассказ о сольном концерте Евгения Гасаева, скажем, что в зале было много молодежи и детей. Некоторые из них являются или являлись учениками маэстро, ибо он преподает в музыкальной школе №2. Это для него очень серьезно. Каждое утро музыканта начинается с того, что он готовится к уроку. Верьте слову, за право стать его учеником, выстраиваются длинные очереди, но Гасаев не всех может принять. Сегодня у него немногим больше десяти учеников, которые регулярно становятся лауреатами и дипломантами многоразличных конкурсов и фестивалей, проводимых как в республике, так и за ее пределами. В том числе в обеих столицах. На сегодня самым дорогим, потому что выстраданным детищем маэстро является Детский открытый конкурс-фестиваль скрипачей, пианистов и вокалистов «Вдохновение». Фестиваль постепенно приобретает вес и значение. На него уже съезжаются участники из других регионов. Если официальных званий у Гасаева нет никаких, то с наградами все серьезнее. Самая высшая для него награда-это его ученики.

Бывают минуты в его рабочем кабинете за роялем, когда музыка восходит в ранг божества, в непосредственное молитвенное общение с высшими силами, с самим Богом. Бунин выразился гениально и просто:
Ледяная ночь, мистраль
(Он еще не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да Бог.

Это щемящее чувство явственно Оно несравнимо ни с чем, даже любовью к женщине. Так говорит маэстро. В такие минуты внешняя жизнь и внешний мир для Гасаева перестают существовать, он погружается в иной мир, и это не имеет цены. Словно чувствуя это, семья Гасаева тогда ходит на цыпочках, чтоб ни одна половица не скрипнула под ногами. Когда Евгений Борисович готовится к очередному выступлению и особенно когда разучивает новое произведение, шумный его дом превращается в тихую обитель. Семья понимает: Гасаев в высшем напряжении сил. Он работает.

Музыка, которую так тщательно выбирает и играет Гасаев, востребована. Люди тянутся к прекрасному, бессмертной классике далекого и недавнего прошлого всех континентов. Поэтому идут на Гасаева. Он неизменно собирает полные залы часто аншлаги. Все, что делает Евгений Борисович на сцене, отмечено высокой пробой подлинного мастерства, настоящего искусства. В юбилейные дни мне бы тоже хотелось обратиться к любимому артисту с такими словами: «Евгений Борисович, Вы сказочно богаты: у Вас есть талант, уважение коллег, любовь зрителей, благодарные ученики. Пусть Ваш творческий путь будет как можно менее тернист. Пусть благодать, мир и любовь ближних всегда будут с Вами. Ищите и обрящете. Как сказано в Книге книг, «Уповай на Господа и делай добро, живи на земле и храни истину».

Кроме моих слов, есть и другие. Давайте послушаем, что говорят люди, которых маэстро так сердечно благодарил, ради которых Гасаев выходит на сцену.

Светлана Полетаева, председатель РОО «Женщины Алтая-Алтайдын Эпшилери»: -Евгений прекрасный музыкант, играющий прекрасную музыку. Плохую музыку забываешь сразу, хорошую помнишь всегда. Это относится и к Гасаеву. Для мужчины 50 лет-это возраст расцвета. Я желаю ему удачи, успехов, благополучия. Очень много аплодисментов и воплощения многих прекрасных творческих замыслов.

Ксения Шуваева, директор школы: -Сегодня творчество Евгения Гасаева очень интересно и актуально у нас в республике. За столько лет он не утратил и не растерял ни своего педагогического мастерства, ни исполнительского дара. Это большая редкость. Евгений Борисович успешно совмещает два этих объемных направления деятельности. Его ученики показывают прекрасные результаты на различных конкурсах. И исполнитель он удивительный. Он исполняет серьезные произведения, не робеет перед крупной формой, такой, как сольный концерт. И вообще занимается очень важным делом-пропагандой классического искусства. Хочу пожелать ему дальнейшего тволрческого расцвета, интересных встреч с позитивными людьми. Желаю ему благодарного слушателя и чтобы он и дальше нарабатывал свою слушательскую аудиторию.

Александр Трифонов, лидер «Новой Азии»: -Евгений Гасаев хорошим делом занимается. Делая такие концерты, он заполняет нишу, которая у нас не особенно заполнена. Классический фортепианный концерт у нас в республике не часто услышишь, тем более такого уровня. Я не буду вдаваться в музыкальные тонкости, но то, что делает Гасаев лично мне очень нравится. В прошлом году мы вместе показали публике «Картинки с выставки» Мусоргского, это была интересная во всех отношениях работа. В День рождения хочу пожелать: пусть не унывает и дальше продолжает заниматься любимым делом-классической музыкой.

Алла Сквирская, преподаватель музыки: -Евгений Борисович каждый год играет новую программу, одну сложнее другой. Что заявлено сегодня, сверхсложно. Евгений Борисович большой молодец, потому что учит огромное количество сложнейших музыкальных произведений. Играет неплохо. Я ожидаю, что все сегодня будет прекрасно.

Ярослав Ляшенко, ученик 8-го класса Республиканского классического лицея: -Я не ученик Гасаева, но являюсь учеником музыкальной школы. Мне близка классическая музыка, хотя я никак не связан с фортепиано, занимаюсь гитарой. Мне интересно послушать именно фортепиано-самый классический музыкальный инструмент. На концерт пришел первый раз, совсем не будучи знаком с творчеством Гасаева. Ожидаю от концерта лучшего. Но даже нсли мне не понравится, я не буду разочарован в фортепианной классической музыке в целом, слишком она многогранна.

Анна Савкина, ученица Е. Гасаева: -Я являлась ученицей Евгения Борисовича и закончила под его руководством музыкальную школу по классу фортепиано. Потом был музыкальный колледж. Сейчас большую часть года живу в Индии. Прошло много лет, как я училась у Гасаева, но у меня сохранились самые теплые воспоминания о нем, как о педагоге. Меня всегда впечатляла его игра, она побуждала меня заниматься больше и усерднее. Я видела его результат, его игру. И мне непременно хотелось достигнуть подобного. Это вдохновляло меня. Хотела бы ему пожелать, чтобы он продолжал радовать нас своим творчеством, давал концерты. Его пример важен для молодых начинающих музыкантов. Он вносит большой вклад в культуру Алтая.

Камила Иркитова, ученица Е. Гасаева: -Мне нравится искусство Евгения Гасаева. Я отзанималась у него 7 лет. Каждый год хожу на его концерты, жду их. У него редкий педагогический дар. Он один из лучших учителей, который может научить, привить любовь к музыке. Мой педагог умел сделать сложной простым, а простое автоматически уже легко. Когда что-то у ученика не получается, он может иногда даже накричать. Но в основном с большим терпением и тактом объясняет и показывает, что нужно делать. Он совмещает концертную деятельность с педагогической. Одно не в ущерб другому. Хочу пожелать ему крепкого здоровья, счастья, чтобы всегда хорошо играл, не теряя класса. Еще семейного благополучия и полной творческой жизни в дальнейшем.

Алевтина Муратова, врач: - Играет Гасаев прекрасно. Я не так часто слышу его, как хотелось бы. Была на трех его сольных концертах. Прошлогодний концерт звучал идеально. Сегодня было слишком «форте», мне бы хотелось большего «пиано». В республике он заполнил пустовавшую до него нишу фортепианной классической музыки. Потому как к нему тянутся дети, я поняла, какой он прекрасный преподаватель. Очень люблю также творчество Игоря Дмитриева. Концерт оправдал мои ожидания, ради этого я шла сюда. Как врач, могу сказать, что Гасаев в прекрасной форме, он выглядит значительно моложе своего возраста. Видимо, он действительно в расцвете сил и таланта. И еще я думаю, что у него много хорошего впереди.

Юлия Романович, художественный руководитель филармонии: -Концерт замечательный, мы все под его впечатлением. Так не хотелось, чтобы он заканчивался. Все было душевно и удачно: умно подобран репертуар, прекрасно звучащий рояль, порадовали аранжировки Игоря Дмитриева. Я очень довольна этим концертом. У меня свои планы на Гасаева, которые позвольте пока не раскрывать. В День рождения артиста хотелось бы пожелать ему здоровья, сил, чтобы семья-жена Тамара и сын Глеб поддерживала его, придавали уверенности в себе, радовали всегда. Также искренне желаю Евгению Борисовичу сил и вдохновения.

Яна Шатыгина

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)