С 30 октября 2014 года после принятия ГС Эл Курултай РА закона о порядке формирования органов местного самоуправления в Республике Алтай №58-РЗ в республике не только отменили всенародные выборы глав сельских поселений и районов, но и изменили всю систему выборов и управления муниципальными образованиями. Рождение этого закона вызвано изменением федерального законодательства, которое допускает несколько вариантов выборов, в том числе и выборы глав муниципальных образований всеобщим голосованием. А варианты выборов должен выбрать субъект своими законами.

В 2014 году, практически сразу после выборов Главы РА по инициативе правительства РА и главы РА А.В.Бердникова был принят закон РА, отменяющий всенародные выборы глав. Благодаря внесённым поправкам на сегодняшний день какими будут выборы глав сельских поселений, всенародные, или из депутатов решает сельский совет депутатов, а вот глав районов или г.Горно-Алтайска выбирать будут по-прежнему не всенародно, а из депутатов.

Как устроена эта система. Всенародным голосованием выбирают депутатов района. А они из своего состава выбирают главу района. Но этот глава района не будет непосредственно заниматься исполнительной властью, а заключит контракт с главой администрации района, (сити менеджером), который непосредственно будет руководить администрацией района. Для заключения контракта главы администрации объявляется конкурс, на котором комиссия, состоящая на 50% из членов правительства РА, а на 50% из депутатов представительного органа, проверит документы на соответствие требованиям, предъявляемым к главе района законодательством и выберет из всех претендентов 2-3 человека, которые максимально соответствуют этим требованиям. Среди этих требований высшее образование, стаж работы в муниципальной службе, возраст. Раньше эти требования были в уставе МО и не во всех уставах было наличие высшего образования. Например, в Чойском районе проработал срок главой Коровинский без высшего образования. После выбора комиссией 2-3 кандидатов на должность главы администрации депутаты на сессии решают кто у них будет главой администрации. И глава района, он же председатель районного совета подписывает с ним контракт.

Какие плюсы для власти у этой системы выборов. Не нужно тратить деньги на выборы главы исполнительной власти, повысились требования к главе исполнительной власти, и районом будет управлять более опытный и грамотный человек, срок полномочия глав и депутатов заканчиваются в одно время. Поскольку практически во всех районах большинство депутатов у Единой России, то и вероятность выбора главы выбранного именно этой партией возрастает многократно. То есть если всенародным голосованием могли выбрать и беспартийного, и коммуниста, то теперь это практически невозможно.

А вот для людей больше минусов чем плюсов. Уже не одно десятилетие практически всё в районах решает исполнительная власть, а депутаты и председатель районного совета как бы отодвигаются на второй план, «одобрямс». Хоть и по статусу и зарплате глава района и председатель представительного органа были равны. А сейчас председатель представительного органа - глава района по статусу выше главы администрации, с которым он заключает контракт. Поэтому в этом изначально заложен конфликт между исполнительной и представительной властью. Этот конфликт уже существует в Чемальском районе между главой представительного органа Механошиной А.Л. и главой администрации Лариным Е.В. Напомним, что Ларин Е.В. до этого работал министром экономики РА, он, можно сказать, назначенец правительства, другими словами варяг, который после контракта скорее всего уедет из Чемала. У него нет стимула что-то делать для района. Да и дом и семья у него скорее всего в Горно-Алтайске. В этом и заключается изначальный конфликт, заложенный законодательно. Республиканские власти сейчас главами исполнительной власти районов стараются поставить своих людей. В этих войнах не бывает победителей, а страдает как правило население района. Если законодательно уравнять статусы глав исполнительной и представительной власти конфликтность ситуации должна уменьшится, но ненамного. Все попытки навязать главу исполнительной власти из центра вряд ли приведут к положительному результату, в этом заложен изначальный конфликт.

Большим минусом для людей является сложность этой системы. Получается выбирая депутата, выбирают кота в мешке, непонятно кого он выберет главой. Кроме того, как я считаю, и это уже показали прошедшие выборы в Майме, многократно повышается коррупционность выборов. Как правило большинство на выборах в районах у ЕР, и вероятные кандидаты на главу известны заранее. Гораздо проще получить перевес на одном избирательном участке, чем на девятнадцати. Очень жестко может использоваться административный ресурс. Руководители муниципальных предприятий как правило члены ЕР и назначаются главой района. Нетрудно дать секретарю задание выбрать работников, проживающих в этом округе и доброжелательно побеседовать с ними на тему «если вам не нужны неприятности на работе, сходите на выборы и покажите потом мне фото на мобильнике, птички в нужном месте на избирательно бюллетене». Есть и еще несколько не совсем честных способов. Бутылка водки за показ птички на предварительном голосовании, Подвоз семей, которым без разницы за кого голосовать, только бы платили. В этом случае им дают телефон, на который они фотографируют птичку, и который они потом меняют на денежное вознаграждение. Никто не запрещает нанимать хоть 100 агитаторов. Наверное, есть и другие, не совсем честные методы, и всё это насколько вы понимаете практически недоказуемо, ведь кто на суде признается, что он получил за правильное голосование деньги, или что был доброжелательный разговор с начальством. О том, что эти и подобные методы применялись в Майме на выборах можно услышать только в устной беседе, где как правило собеседник соглашается про это рассказать, с условием что его имя останется в тайне. Всё это можно было бы назвать «бла бла бла» если бы не цифры. На участке, где баллотировался главный претендент на главу Майминского сельского поселения Шеверёв С.Л., явка была примерно в два раза выше, чем в среднем по Майме.

Так что в итоге получается, что всенародные выборы главы всё-таки лучше. Жители выбирают и главу, и депутатов. И чтобы в следующий раз быть переизбранным глава старается что-то сделать для жителей, иначе за него просто не будут голосовать. Что-то обещает в своей предвыборной программе, и потом с него можно спросить, что он сделал. А сейчас назначат варяга, а потом следующего, и спросить не с кого. Вот и получается, что повлиять на выборах на фактически назначаемого главу люди практически не могут. Точнее могут, не голосуя за кандидатов от Е.Р. Но, если глава района не будет членом Е.Р практически рушится вертикаль власти. Нужны ли людям такие выборы, когда приходится выбирать между плохо и очень плохо.

Валерий ДАНИЛОВ

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.75 (4 голосов)