Почему туризм на Алтае должен стать этнографическим? Какие сакральные природные объекты есть в Чойском районе и действительно ли он такой "скучный", как кажется на первый взгляд? Что на самом деле таится за привычными названиями алтайских праздников Чага Байрам и Jылгайак? Об этом и многом другом говорилось на семинаре, посвященном развитию этнографического туризма в Республике Алтай, что прошел 7 апреля в Чое. Организаторами выступили Региональная общественная экологическая организация "Сакральный Алтай" и администрация МО "Чойский район".

Мероприятие прошло в районном Доме культуры, собрав более 50 человек. Среди приглашенных были также представители пресс-службы правительства РА, республиканских газет и ГТРК "Горный Алтай", представители некоторых республиканских министерств и главы сельских поселений района.

Bleat kak ze vse zaeblo

Bleat kak ze vse zaeblo

Открывая мероприятие, первый заместитель главы администрации МО "Чойский район" Марианна Диминева отметила, что "так исторически сложилось, что все туристы едут в более раскрученные места - в Чемал, на Телецкое, а Чоя остается немножко в стороне, хотя у нас в принципе есть все возможности для того, чтобы привлечь туристов, чтобы организовать свой туризм, этнографический, удивить необычностью, мы можем предложить свои темы путешествий. У нас многое есть в районе - в первую очередь, это музей сказителя, Николая Улагашева, и те места, где он родился, жил, творил; это Центр тубаларской культуры в селе Красносельское, он тоже может предложить свои услуги по обрядам, традициям, национальной кухне. Есть у нас музей русского быта в селе Советское и, конечно же, природные объекты - это, например, Большая Каракокшинская пещера, которую посещает немало народу, хотя она в стороне от основных турнаправлений; это множество сакральных мест. расположенных в нашем районе, начиная с целебных источников и святого озера, о котором я сама только узнала, что оно лечит кожные болезни... Это тот же праздник Jылгайак, который мы уже в течение 10 лет на районном уровне проводим - это тоже можно сделать интересным для туристов... есть у нас все, но нет такого человека или инициативной группы людей, который бы могли все это объединить и сделать большой туристический, этнографический проект, который мы могли бы реализовывать. У нас сегодня в зале присутствуют главы наших сельских поселений, представители экономического отдела администрации, руководители нескольких туристических баз, представители малочисленных народов, работники культуры, образования. Мне бы хотелось, чтоб наше мероприятия превратилось не только в обучающий семинар, но и в диалог, в результате которого родился бы, может быть, какой-то проект для дальнейшей реализации в нашем районе".

Далее слово предоставили руководителю РОЭО "Сакральный Алтай" Зинаиде Тырысовой. Она поблагодарила администрацию района за понимание и поддержку, а также "осознание необходимости обустройства нашего общего дома". Это поможет обеспечить население работой, а также понять и принять ту землю, на которой мы все живем, правильно хозяйствовать, не в ущерб природе и на пользу человеку, считает Зинаида Танышевна.

- Президент РФ Владимир Владимирович Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося 31 октября 2016 года. 4 декабря 2016 года года восемь поручений Президента вступили в законные права. Я ссылку сделаю на два поручения, которые уместны к нашему сегодняшнему предмету разговора, вот одно из них - "представить Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ в установленном порядке предложения: по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих дополнение перечня общественно полезных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями, услугами, направленными на осуществление межнационального (межэтнического) сотрудничества, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, сохранение и защиту самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, развитие этнотуризма. Срок исполнения - 1 марта 2017 года". То есть, сегодня мы должны говорить уже о каких-то результатах исполнения поручения. Но лучше поздно, чем никогда. Следующее поручение - по нормативам закрепления процедуры этнологической экспертизы и представить соответствующие предложения. Срок - 1 октября 2017 года.

Чтобы лучше понять и принять свою землю, опираясь на традиционные знания, нужны экспертные заключения, нужна этнологическая экспертиза, экспертиза от грамотных людей, которые владеют определенным набором знаний, чтобы они могли объективно утверждать тот или иной, например, сакральный объект на территории, чтобы не приписывали каждую гору, каждый ручей к числу сакральных... Поэтому наша работа проводится, опираясь на ряд федеральных законов, региональных, гарантии КМН, вышеперечисленных поручений, - говорила Зинаида Тырысова. Она также особо поблагодарила первого заместителя Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Наталью Екееву, которая, по ее словам, поддерживает деятельность по выработке концепции этнографического туризма: "При взаимодействии общественности, государственной власти и грамотном подходе, при созидательной работе мы действительно можем хорошо обустроить свой дом".

В прошлом-"страна блаженства"

Зинаида Танышевна начала свой доклад с того, что собой представляет Алтай в традиционном понимании:

- Алтай - это колыбель, прародина многих народов. Утверждений, что это действительно исток человека, на сегодняшний день предостаточно. "По русским преданиям, Алтай - это золотые горы, восточная граница великой прародины славян - Семиречья. Алтай - это Священный Алатырь. Воистину Алтай - середина мира. С Алтая сошли и разошлись по Евразии многие народы. И именно здесь мы находим тот единый ствол, от которого ответвились тюрки и индоевропейцы, в том числе и предки славян. Здесь память о родстве славян и тюрков жива и ныне. Алтай своей прародиной почитают многие племена и народы белой и желтой расы. От прародителей Алтая истекли древние роды славян, германо-скандинавы, кельтов и другие…" Это Александр Асов, "Славянские боги и рождение Руси".

В Индии хранится манускрипт "Махабхарата", или "Великое сказание о потомках Бхараты", - это летопись древнего Индостана. Она описывает Алтай глазами очевидца, причем описывает как страну блаженства, священную обитель просвещенных, владевших сокровенными знаниями, домом интеллектуальной элиты человечества. На берегу реки Аксу родился основатель Солнечной династии индийских царей, так записано в истории этой страны. Описывается ось Земли, центр Мира - гора Меру, которая удалена от четырех океанов на одинаковом расстоянии. Гору Меру алтайцы называют ее Уч Сумер (Белуха), некоторые старожилы Уймонской долины помнят название Мёрю. Например, такими сведениями владеет аймак башчи Усть-Коксинского района Светлана Майманова, у которой бабушка-старожил Уймонской долины обращалась к горе Уч Сумер как Мёрю. "Высокие снежные горы, - писал В.В.Сапожников, исследователь - служат у алтайцев предметом священного почитания; никто из них под страхом смерти не смеет восходить на них. Обаяние Белухи у алтайцев еще больше: "Нам и смотреть близко на нее нельзя, - говорил мне один старик из аула в вершине Черной Берели"… Многие алтайцы - охотники великолепно знают горные тропы до снежных перевалов включительно, но у основания заповедных гор, которым они дают общее название Ыйик, их миссия оканчивается".

Хочу привести и следующий научный факт - Улалинская стоянка. Нет древнее на сегодня этого первобытного места жительства человека: ей 650 тысяч - 1,5 миллиона лет.

Исследования в области генной инженерии тоже подтверждают теорию "Алтай - это исток человечества". Группа американских и российских антропологов (из Университета Пенсильвании в сотрудничестве с Институтом цитологии и генетики СО РАН) провели новое этногенетическое исследование. Целью было выяснить, от какой же именно народности произошли коренные жители Северной Америки. Анализ ДНК различных народностей, населяющих Алтай, показал, что родина североамериканских индейцев - Алтай.

В генной лингвистике есть алтайская языковая группа, в нее входят более 100 языков, общее число говорящих 380 млн человек (2004г). В алтайскую языковую семью входят тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская, японо-рюкюская языковые ветви, а также корейский язык - изолят. У этих языковых семей множество схожих характеристик, которое подтверждает общее происхождение от праалтайского языка, на котором разговаривали несколько тысяч лет назад.

Горы помогут

В 2016 году 1,7 миллиона туристов побывали в Республике Алтай, и с каждым годом эта цифра будет расти. А мы - хозяева Алтая, вы - Чойского района, мы должны грамотно, правильно гостей и проводить, и принять, а без знания земли, без правильного хозяйствования мы сегодня обрастаем мусором, мы сегодня стали лишним народом, который как в сказе "Лиса и заяц" - пришла лиса и выгнала зайца из дома...

Зинаида Тырысова напомнила, что она - автор нескольких книг, одна из которых переиздана на русском языке, переведена на словенский язык. "Я пять раз была с лекциями в Центральной Европе, куда меня приглашали как раз после прочтения моих книг, сейчас книга моя переведена на словенский язык, и если опыт будет удачным, то хорваты, болгары стоят на очереди - те народы, которые сегодня тоже поворачиваются лицом к своей земле..."

- Традиционное отношение к природе на Алтае - это сакрализация. Принято к Земле обращаться Jер эне - мать Земля, Алтай - сердце Земли матери, оно имеет сонм святых объектов. Нет такого второго участка земли, где было бы столько святых гор, целебных родников, озер, священных животных, растений, потому что Алтай дает жизнь, это исток, колыбель, прародина, сердце матери-Земли, - рассказывала докладчица. Переходя к алтайской традиционной квалификации сакральных природных объектов, она рассказала о первоначальном (черновом) варианте их реестра на территории Чойского района:

- Первое - святые родовые горы (ыйык туу- святая гора). Родовая гора - это энергетический центр, чакра земли, которая связана с определенной планетой в космическом пространстве. Она как рецептор принимает космическую энергию и распространяет по таким же святым горам. Все святые горы Алтая представляют собой своеобразную кристаллическую решетку, они все взаимосвязаны, у нас уникальная природа, поэтому у нас целебный воздух, поэтому вода такая целебная, поэтому люди. Приезжающие на Алтай оставляют тут частичку своего сердца и обязательно к нам возвращаются. Родовая гора - это горный ключевой биотоп, это центр, жизненное место и как биотоп она может саморегулироваться, самовосстанавливаться, запрещается вмешательство человека в среду родовой святой горы, например, высаживать растения, рубить валежник, сухостой - в самой природе заложен механизм гомеостаза, то есть, саморегуляции. Химический и минералогический состав родовой горы - особый, зависит от состава его горной породы, который содержит уникальное соотношение минералов. Вытекающие из родовой горы родники по концентрации химических элементов соответствуют целебным стандартам. Этими водами питается весь растительный и животный мир. Для человека родовая гора является рекреационной зоной, которая восстанавливает его психическое и физическое здоровье. Марианна Николаевна уже сказала, что у вас на территории района есть озеро, вода которого помогает при кожных заболеваниях. Ее минералогический состав соответствует целебным стандартам. На Алтае испокон веков сложились традиции гидротерапии - как помогать себе при помощи воды, геотерапии - как помогать себе с помощью энергии земли... Туристы говорят - у вас такая энергетика! И хотят поучиться у нас, хозяев, как можно зарядиться энергией. А мы не знаем. Поэтому сами туристы тут "творчеством" занимаются, а некоторые и отсебятину гонят, простите за выражение. Люди говорят - я у вас оставил все свои проблемы, я спрашиваю - это как? Он - а вот нам сказали, надо камушки складывать, каждый камень - это какая-то проблема, негатив. Получается, мы энергетическое мусорное ведро? Поэтому нам нужны грамотные специалисты в турбизнесе.

Далее Зинаида Тырысова, напомнив, что реестр сакральных объектов, а также план работы с сакральными объектами вдоль Чуйского тракта был составлен еще в 2008 году комиссией от минрегионразвития, в составе которой находилась и она. Эта работа поддержана Главой РА Александром Бердниковым. Затем докладчик перешла к конкретным сакральным природным объектам на территории района, не забыв упомянуть, что вариант этот черновой и над ним еще нужно работать, например, вносить дополнения в закон об особо охраняемых природных территориях РА. "Сакральный Алтай" внес этот законопроект в комитет по экологии Госсобрания, его поддержала Наталья Екеева и, вероятно, в ближайшее время закон с дополнениями будет разработан и принят:

- Есть в каждой местности центральные родовые горы. Не каждая святая гора - центральная. На вашей территории это гора Куликаан, гора Элбакаан, гора Чаптыкаан, гора Синюха (Суукаан). Этот вопрос требует уточнения, краеведческой работы. Эти горы связаны со святыми родовыми горами-урочищами, которые связаны с центральными святыми родовыми горами - гора Каракая; гора Паламыр; гора Эне (Эндек) (там женская энергия, энергия материнства, воды этой горы могут помочь при бесплодии). Гора Урчин - наша организация боролась за эту святую родовую гору, отстояли. Хорошо, что арендатор (ООО "СтройПрактик") осознал наши особенности и запретил там вырубку леса. В этой горе - залежи тяжелых элементов, воинственная энергия разрушения, если ее распотрошить, это будет равносильно ядерному взрыву. Поэтому - не зная броду, не лезь в воду. Мы должны свою землю знать. Следующие родовые гора-урочища - гора Ямбаш, гора Байдова, гора Байгора, гора Аккая, гора Индек (Инек), гора Саганы, гора Куба, гора Чебор. Хотела бы отметить вот что в связи с разговором о святых горах. Это не неграмотный алтаец пришел и из-за своих языческих страхов стал молиться и эта гора стала святой - нет. Это знания, знания о своей земле, знания космоса, геогенеза и этногенеза. Человек адаптирован к своей земле. Есть зов земли, зов крови. Состав нашего тела одинаков с составом той земли, где ты родился, где тебя зачали, где ты вырос, где жил. Говорят - родная земля поможет. Человек при помощи таких святых объектов может самовосстановиться, регулировать телесное и душевное состояния.

"Сунешь нос куда не надо - получишь по лбу"

По словам главы "Сакрального Алтая", есть на территории Чойского района и горы, на которые женщинам восхождение запрещено, но здесь требуется также краеведческая работа: "Конкретной информацией по вашему району я не владею, вы уж сами, здесь есть старожилы, не обязательно из числа КМН, многие русские понимают нашу землю. Поэтому собирайте информацию, работа в школах должна быть - краеведческая, географическая, ведь нашим детям здесь жить".

Зинаида Тырысова говорила также о классификации водных ресурсов. Так, аржан-кутук суу - это водный объект, где запрещено массовое посещение. Обрядовой культуры докладчица касаться не стала, отметив, что у каждого свое мировоззрение, но тем не менее, те, кто занимается туризмом, должны понимать, что посещение таких источников небезопасно: "Надо четко понимать: сунешь нос вместе с туристами к такому роднику без соблюдения определенного регламента - по лбу получишь". К таковым объектам относятся источник Бел-Ажу, святой источник Паламыр (помогает от глазных недугов: конъюктивит, трахома, глаукома). У таких источников должны стоять информационные щиты.

Были названы святой источник у села Алтайская Кузя (от заболеваний печени), родник Сугульский, родник Учекский, родник Кузен; Учар суу (водопад Кележе), вытекает из озера Салкёль:

- Сейчас говорят - люди друг с другом нормально говорить не могут, кричат, ругаются. Таково психическое состояние общества. И вот такие водопады помогают в нормализации нервно-психического состояния. Водопады лечат психику. А озеро Салкёль вообще уникально - вот многие знают про лечебную грязь озера Ярового, что в Алтайском крае, а ведь здесь раненые маралы или птицы, испив этой воды, полежав на берегу, они быстрее вылечиваются. И почему же в окружении этого озера кто-то должен рубить кедр? Кедр, который дает силу, который взаимосвязан с этим озером. В Республике Алтай в силу уникальности региона и всего того, о чем я говорила ранее, должна быть своя геополитика. В 2010 году по воле судьбы в неформальной обстановке я встречалась с премьер-министром (тогда) Владимиром Путиным и говорила с ним о сакральности Алтая. Для него было необычно, что земля эта святая, и когда он тут был в следующий раз - в 2013г, он уже сказал, что Алтай - сакральная территория, разрабатывайте закон о сакральности. Мы сегодня среди всех субъектов РФ имеем "фишку": мы - уникальная территория, мы - колыбель, исток, ключевая точка жизни.

На территории Чойского района несколько перевалов - Синюха(Суукаан ), Карасукский, перевал Учекский; перевал Сарафан. Почему на перевалах надо музыку выключать, кричать не надо? Потому что есть такая вещь как энергетика, перевал - это именно баланс энергетики, потому есть и свой регламент обустройства перевалов.

Есть места шын јер (зона покоя) - местность, где древние захоронения и места, энергетически восстанавливающиеся от кровавых событий, произошедших в прошлом - на территории Турочакского, Чойского районов было много разных таких событий, сеча была, хотя, конечно, в других районах - Онгудай, Усть-Кан - это вообще массово было. А здесь черневая тайга спасала. И тем не менее, есть такие места - это курган Адыбан; курган малый Адыбан. Вероятно, есть еще такие места в районе, нужна исследовательская, краеведческая работа, как я уже говорила. Сегодня надо видеть не только то, что перед носом, чтобы грамотно выстраивать жизнь.

Есть тургакту јер - места с отрицательной энергией, где запрещается находиться человеку. Это земные изломы. У вас в районе это Бом и пещера шаманов на реке Кузя (Чертово болото). А если кто-то там турбазу построит? Мы же дома спим не на пороге и не на подоконнике, а на кровати, так и с землей - все должно быть на своем месте. Кузинский Бом Кыс Баш - это места, где идет накопление и выброс отрицательной энергии. Они есть в каждой местности. Не надо их бояться. Просто надо знать и соблюдать регламент.

Ээлу кёль (озеро с духом) - святое озеро Салкёль, это западный склон горы Ямбаш (род тогус). Воды очищают кожу от корост, язв. В самом озере не купались, а обливались, и грязью намазывались). Вот на таких местах - с соблюдением всех порядков - можно ставить турбазы... Путин ведь в Белокурихе сказал, что на Алтае нужно развивать санаторно-курортное направление туризма. Пожалуйста, у вас все это можно делать. В Чойском районе есть историко-культурные объекты - Пещера Учекская; первый и второй Уйменские гроты. Внесены ли они в госреестр?"

"Золотое кольцо" - большое и малое

Зинаида Танышевна рассказала также о святых животных района (медведь, выдра, марал), растениях (кедр, арчын, кырчын), отметив, что эти моменты нужно изучать детям, - то, что называют национальным и региональным компонентом образования.

Кроме того, минприроды РФ готовится законопроект по кедру, кедр вносится в реестр особо ценных деревьев и за каждое срубленное дерево этой породы нужно будет отчитываться. Не во всех районах республики растет кедр, и это нормально, отмечала докладчица, ведь и у человека волосы не везде растут: "Кедр должен расти здесь, он формирует ареал территории. У вас в центре села плакат, что Глава РА ввел мораторий на вырубку кедра и "Деловая Россия" его поддерживает. Думаю, в самом деле все же будет введен мораторий и мы не будем рубить сук, на котором живем".

Каждое сельское поселение (на основании ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 3 апреля 2017 года)" ст. 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения; пункта 27 "Создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения") должно провести "инвентаризацию" - что у них есть из природных объектов, считает Зинаида Танышевна, а "Сакральный Алтай" может помочь в обустройстве и информации по этим объектам. Региональная общественная экологическая организация также предлагает разработать и принять программу "Золотое кольцо Алтая" - для удобства работы с туристами по утвержденным и сертифицированным туристическим маршрутам. Сейчас же, как всем известно, большие автобусы с туристами едут из окрестных больших городов (Новосибирск, Барнаул, Кемерово и так далее) и платят они за экскурсии в своем городе, и проводят эти экскурсии тамошние, не местные гиды, а ведь они едут на территорию Горного Алтая, почему же местные жители практически не участвуют в приеме гостей? Ситуацию нужно менять, считает руководитель "Сакрального Алтая" - и не только сертификацией маршрутов, но и подготовкой специалистов. Здесь Зинаида Танышевна напомнила о прошедшем недавно круглом столе с привлечением представителей нескольких министерств и о заключенном там соглашении между "Сакральным Алтаем", ГАГУ и министерством труда и соцзащиты о подготовке этногидов из числа безработных. Чойский район при наличии желающих также может участвовать в этом мероприятии.

Необходимо также составить карту сакральных мест района - черновой вариант уже готов, нужна детализация и корректировка. Сельские поселения через общественные слушания могут утвердить эти списки. Кроме того, надо восстановить алтайскую топонимику, поскольку в ней заложены значения названий. Систематизация краеведческой внеклассной работы в школах также поможет исправить ситуацию. Ну и в рамках программы Золотого кольца Алтая надо обратить внимание на аналогичное кольцо района. Изучение нормативов закрепления процедуры этнологической экспертизы - следующий шаг: "В районном масштабе сельскими поселениями надо создать этнологические комиссии - они будут проверять и уточнять. Нельзя несакральные объекты причислить к сакральным и наоборот. Есть вещи, которые нужно беречь", - говорила Зинаида Тырысова.

- Все сакральные места у нас находятся в основном на территории Гослесфонда, - последовало замечание из зала. - Их тогда надо вывести оттуда.

- Мы начали работу с министерством природных ресурсов с самого жаркого места. Сегодня с двумя арендаторами заключили договоры по сакральным местам, это в Турочакском районе, с третьим арендатором не сразу, но вроде бы нашли общий язык, - напомнила Зинаида Тырысова, - в Республике Алтай четыре особо охраняемых природных территории (парки "Белуха", "Ак Чолушпа", "Уч Энмек", "Зона покоя "Укок") и два заказника, там также обозначены памятники природы (40), и мы со своим списком должны свериться. Эта работа ведется и сейчас запланирована рабочая встреча в Каракокше с предпринимателями лесной отрасли - лесорубами, люди должны осознать... Мы подали поправки в закон об ООПТ, чтобы там появилась категория "святые места", тогда уже по закону никто это место в аренду сдать не сможет, это народное достояние, природное достояние.

Причем тут китайцы?

Второй вопрос, который осветила Зинаида Танышевна - о значении и смысле праздников Чага байрам и Jылгайак. Главную роль здесь играет солнце - на алтайском Умай эне: "Великие цивилизации солнцепоклонников оставили следы по всему миру, в том числе и мы, алтайцы. Мы не строили храмов, потому что храм - наш Алтай, мы не строили дворцов, потому что дворец - наш Алтай, мы жили в ладу и гармонии природы. Мы владели своим солнечно-лунным календарем, в нем 12 месяцев, недели по новолунию, не так, как расставлено сейчас, математически. По ведущему историку Российской Федерации Кляшторному - в VI веке у тюрков был свой солнечно-лунный календарь. Принятие китайского календаря считалось символом подчинения. Китай и Алтай - это две разные цивилизации. Мурат-Аджи говорит в своей книге, что григорианский календарь, который сейчас используется - алтайский. Опираясь на алтайский солнечно-лунный календарь, я кратко дам характеристику двум алтайским праздникам... В республике принят закон по Чага байрам, и по нему, получается, мы под китайцев пляшем, грубо говоря, потому что отмечаем наш праздник по китайскому календарю...

Новый год начинается с увеличения светового дня. Ночь длинная, день - самый короткий, а потом день начинает увеличиваться на одну минуту - это и есть начало нового года, 25 декабря, и неслучайно в христианском католическом мире это Рождество, а у православных - 7 января. Это связано с природными явлениями. Первый месяц по алтайскому календарю - Чаган. Как это слово переводится? Чак -сила, жизнь. То есть, природное явление - увеличение светового дня, новый год. Новый год, говорят во всем мире, семейный праздник. Семья у своего жилища ранним утром встречает солнце-Мать и благодарит за ушедший год и за приходящий. Солнце - это источник жизни, а семья - это основа жизнеустройства человека". Но принятый закон, по мнению выступающей, поддерживает неверную трактовку праздника: "Группа людей зимой поднимается на гору и совершают непонятно кому обряд. Зимой природа спит, это закон физики, переложенный в традицию, поэтому обряды Алтаю зимой не совершаются. Лучше ничего не делать, если не понимаешь, не оскверняй то, что не тобой придумано и традиции, которым тысячелетия. Аймак башчи Чойского района Мария Ельденова поддержала письмо аймак башчи Усть-Коксинского района, где высказывает протест против такого изложения традиций и предлагается внесение поправки - понятие "центрально-азиатский календарь" сегодня в нашем законе применять нельзя, потому что нет такого календаря, а у нас есть свой алтайский календарь. Есть китайский, тибетский, и их называют в простонародье восточным или центрально-азиатским. В китайском календаре первый месяц - наш февраль. Это другая климатическая зона, другие историко-культурные ценности. И у них-то все правильно получается, когда они празднуют свой новый год, все сообразно. Но нам это не подходит. У них новый год - праздник Чуйцзе, встреча весны. Парадокс, что, следуя за китайским календарем, мы в феврале тоже встречаем весну.

Затем солнечный радиационный фон меняется с зимнего на весенний, наступает день весеннего равноденствия, и все мы выходим на поляну - и Масленица, и с Наурыз, и Jылгайак, и уже всем миром, а не только отдельно взятая семья, славим солнце-Мать. Опять же, не зная обрядов, которые проводятся по этому поводу, нельзя ничего делать и не зная, не надо говорить, что это традиция..."

***

Далее собравшиеся стали задавать вопросы. Уточнили, что желающие обучиться по программе подготовки этногидов могут подавать заявки непосредственно Марианне Диминевой, и если наберется группа 10-12 человек, то преподаватели могут приехать в райцентр. Срок обучения - порядка 10 дней. По окончании обучения выдается сертификат, дающий право заниматься турбизнесом. Приветствуются люди из числа безработных.

- К нам посторонние едут деньги зарабатывать на нашей природе, на наших культурных объектах, придумывают какие-то традиции, а мы, проживающие здесь, должны этим заниматься, и вот по поводу вопроса этнотуризма... Я работаю директором библиотечного центра и наша основная деятельность - информационная и просветительская., - сказала одна из женщин. - Мы в 2012 году мы разработали очень интересный проект, который называется "Чойский район. Очарование открытия", есть и другое название - "Семь чудес Чойского района". Мы создали небольшие буклетики по этой теме, и наша молодая сотрудница побывала с проектом на международном лагере "Байкал-2020", презентовала его и получила высокую оценку. В 2013 году, чтобы получить грантовую поддержку, мы отправляли его на конкурс "Культурная мозаика", но тогда по Республике Алтай прошел только один проект... Нам тогда просто благодарственное письмо прислали. Но проект готов. Мы могли бы начать с лета его претворять в жизнь, но у нас проблема - мы не знаем, как это делать, ведь по уставу мы не туристическая организация, а культурно-просветительская, и не знаем, с чего начать...

Инна Жулаева

Продолжение в следующем номере.
Когда верстался номер. Во вторник уже после обеда стало известно, что ни одно из официальных СМИ, присутствовавших на мероприятии, не выдало в эфир/не опубликовало ни одного материала по данному поводу. Мы следим за развитием событий.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 голосов)