В последнее время перед очередными выборами в Государственную Думу много пишется и говорится о выборах. В предлагаемой статье хотел бы высказать свое мнение по этим вопросам.

Выборы, референдумы и законодательство

Выборы депутатов всех уровней, формирование органов государственной и муниципальной власти, проведение референдумов для решения важнейших вопросов жизни страны, регионов и муниципалитетов, составляют политическую систему государства и его конституционную основу.

Эти важнейшие демократические принципы остаются незыблемыми даже в случаях, когда большинство избирателей «не ходят» на голосование, считая, это дело заранее проигрышным, что от их участия в выборах ничего не зависит. Такое расхожее мнение, не дает возможности избирать подлинные представительные органы, стоящие на защите интересов народа. Такая наша «активность» тянется годами и думаю, продлится ещё долгое время, пока избиратели останутся по – прежнему пассивными субъектами выборного процесса. Говоря о референдуме, хотелось бы подчеркнуть что, хотя эта норма законодательно закреплена, но с «мертвой» точки не сдвинулось. В России за все прошедшие годы не проведено ни одного референдума на уровне Федерации и её субъектов (за исключением в некоторых из них, когда референдумы проводились по вопросам их объединения). Не стало практикой жизни муниципальные референдумы в  24-х тысяч муниципальных образованиях. Нам приходится также только сожалеть, что для нас не послужило примером опыт многих стран, которые используют референдумы для выявления общественного мнения по спорным и проблемным вопросам между властью и населением, как это произошло недавно в Нидерландах, где проведен референдум по вопросу принятия Украины в Евросоюз.

    Хотел бы обратить внимание читателей ещё на один момент, суть которого выражается в нестабильности российского избирательного законодательства и  в той поспешности принятия законодательных актов, внесения изменений и дополнений в действующие законы, каждый раз приспосабливая их к интересам правящей партии «Единая Россия». В подтверждение сказанного назову только один закон. Это всем известный федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ-131 от 06.10.2003г), в который к настоящему периоду внесено более 200 изменений и дополнений, что свидетельствует о его слабости и недоработаности. В таком же положении оказался ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдумах граждан Российской Федерации» (№ 67- ФЗ от 12.06 2002г.), претерпевший множество изменений перед каждыми выборами. Вспомним отмену выборов Глав субъектов Российской Федерации, когда от их выборности перешли к назначаемости Президентом России, а через 4 года обратно вернулись к их избиранию населением. За это время также были исключены из закона нормы (графы) «о явке» на выборы и голосование «за» и «против». Федеральные органы и законодатели  «играли» и «играют» до сих пор с выборами по партийным спискам, о чем будет сказано ниже.

 

О законодательстве и выборах в Республике Алтай

Названные изменения в выборном законодательстве не миновали и Республику Алтай. Здесь порой также  наблюдается поспешность в принятии новых и внесении изменений в действующие законы. При этом Парламент республики рекомендательные нормы федерального законодательства превращает в обязательные, не допуская альтернативности, тем самым ограничивая полномочия муниципальных образований по формированию своих органов и избирательные права граждан. Подтверждением сказанного является Закон РА «О порядке формирования органов местного самоуправления в Республике Алтай» (№ 58-РЗ от 17.10.2014г.), в котором фактически отменены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании.

В п.п. 1, 2 статьи 2 названного закона установлено, что «глава муниципального образования городского округа и муниципального района» и «глава сельского поселения избирается представительным органом из своего состава» т.е из числа депутатов соответствующего уровня. Таким образом, избираемость мэра города, глав 10 районов и глав 92 сельских муниципальных образований на всеобщих выборах была исключена, тем самым нарушено конституционное право граждан на участие в выборах указанных должностных лиц муниципальных образований. Конституционный суд РФ, проверив законность формирования органов местного самоуправления, своим Постановлением от 1 декабря 2015 года №-30-П дал некоторую корректировку по этому вопросу и указал, что «недопустимо введение законом безальтернативного способа замещения должности главы муниципального образования» и «во всяком случае должно быть предусмотрено проведение прямых муниципальных выборов» (п.4.2 ч.7 Постановления Конституционного суда). В тоже время в его решении не до конца раскрыты отдельные спорные моменты, о чем свидетельствуют особые мнения членов Конституционного суда РФ, докторов юридических наук А.Н Кокотова и Н.С.Бондаря обратившие внимание на недопустимость произвольного ограничения избирательных прав граждан и  что формирование органов МСУ «должно осуществляться, прежде всего, с учетом нужд и потребности местного сообщества и поэтому не удивительна весьма негативная реакция, прежде всего сельского населения различных регионов России, на установление безальтернативной модели порядка выбора Глав администрации муниципальных образований сельских поселений.» (А.Н.Кокотов.) А профессор Н.С.Бондарь считает, что «отдавать на откуп субъектам Российской Федерации обустройства этих важнейших публично-территориальных образований не просто сомнительно, но недопустимо и опасно».

Исходя, из указанного Постановления Конституционного суда, Государственное Собрание – Эл Курултай попытался исправить свою ошибку и принял новый закон от 04.04.2016г. № 21-РЗ, под таким же названием «О порядке формирования органов местного самоуправления в Республике Алтай», а не о внесении изменений и дополнений в свой закон от 17.10 2014 г. № 58-РЗ. Сравнивая эти два закона по одному вопросу должен констатировать, что по-прежнему «глава городского округа и муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя» ( п.2 ст.2), т.е опять исключено его избирание на всеобщих выборах. При этом не сказано об одновременном исполнении или возложении на них исполнении полномочий главы местной администрации соответствующего уровня. В тоже время предусмотрено, что «глава местной администрации городского округа в Республике Алтай, глава местной администрации муниципального района в Республике Алтай назначается представительным органом муниципального образования на должности по контракту, заключенного по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определенный уставам муниципального образования» (ст.3 Закона). Следовательно, допускается возможность на уровне города и районов введение трех или двух должностей. Спрашивается, чем будет заниматься глава муниципального образования и глава администрации? При этом депутаты забывают, сколько обойдется местному бюджету содержание этих должностей. Возникает естественный вопрос: не вернуться ли к прежней практике, когда муниципальные образования возглавлял один человек, совмещающий все три муниципальных должностей.

Что касается Главы сельского муниципального образования, то в законе РА употреблены слова «глава сельского поселения», хотя в ФЗ-131 статье 2 «основные термины и понятия», то такое название отсутствует. Оно встречается в п. 11 ст.74-1 ФЗ - 131, который гласит, что «глава сельского поселения возглавляет исполнительно – распорядительный орган и исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования». Здесь, по смыслу законодателя понятие «глава муниципального образования» и «глава сельского поселения» тождественны. Вместе с чем это не так. В статье 34-ой ФЗ-131, наряду с представительным органом и местной администрацией муниципального образования, главе МО также приданы статус органа местного самоуправления, а глава сельского поселения таким статусом не наделен. В перечне 14 оснований прекращения полномочий главы местной администрации отсутствует норма об его удалении от должности (ст. 37 ФЗ-131). Бесспорно, эти спорные моменты требуют четкого правового регулирования. Неясным для избирателей остается вопрос о выборности главы сельского поселения, поскольку закон РА не устанавливает такую норму, делая отсылку к Уставу муниципального образования (п.п. 21.22 ст.2 Закона № 58 –РЗ от 04.04.2016 г.). Полагаю, что отсутствие четкого понимания сельского поселения приводит к неправильным их наименованиям и вывескам. Обычно пишут «Администрация (такого-то) поселения», а не «Муниципальное образование», ибо местная администрация только подчиненный орган муниципальному образованию.

Не могу не довести до граждан, что главы и депутаты муниципальных образований, не спрашивая вашего мнения и не получив согласия продлили срок своих полномочий до 5 лет.

 

Выборы по партийным спискам и предложения

Сложившаяся практика выборов по партийным спискам, привели меня к выводам, что избрание депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов по партийным спискам, а теперь и на муниципальном уровне, требует совершенствования, вызываемые тем, что одни и те же лица по партийному списку избираются депутатами по нескольку раз, особенно включаемые первые тройки. Например, некоторые депутаты Госдумы и законодательных органов субъектов РФ являются депутатами по 20-25 лет, а скоро отдельные из них будут законодательствовать по 30 лет, фактически становясь несменяемыми, бесконтрольными и безответственными, превращаясь в наемных работников, не заинтересованные в защите интересов избирателей. Так, В.В.Жириновский, Г.А. Зюганов и другие, которые по многу лет являясь депутатами, на деле стали госслужащими, утратили связь с избирателями, порой ограничиваясь безобидной критикой в адрес чиновников и власти. Госдума для многих стала «кормушкой», а не местом законотворческой работы.

В связи с изложенным, высказал бы  следующее предложения:

1. Ограничить избирание одних и тех же лиц  по партийным спискам на срок не более трех раз подряд и занятие ими должностей в парламентах. Переход частично к одномандатным округам не снимает эту проблему.

2. Использовать принцип ротации депутатов, работающих на постоянной основе, через определенный срок работы на избранной должности, что было бы справедливым по отношению к другим коллегам - депутатам. Такая практика применяется в ряде парламентов мира, а в России практически не применяется. Такие меры значительно повысили бы эффективность работы представительных (законодательных) органов и ответственность депутатов.

3. В целях совершенствования политики избирательной систем и экономии государственных средств, полагаю необходимым рассмотреть вопрос об образовании двухпалатного Федерального Собрания. Сегодня численность депутатов Государственной Думы 450 человек и членов Совета Федерации 170 человек, всего составляет 620 человек, что ложится большим бременем на бюджет. Необходимо уменьшить численность депутатов Государственной Думы  до 225 и членов Совета Федерации до 85 членов, всего было бы 310 депутатов, избираемых часть по партийным спискам, часть по одномандатным округам, всего от каждого субъекта по 3 депутата, двое из которых входят в состав нижней палаты и один депутат в Верхнюю палату Госдумы.  Считаю,  только избранные депутаты, а не назначенные, являются истинными представителями народа и защитниками его интересов. Решение этих конституционных вопросов трудно, но нужно двигаться вперед. Что касается депутатов субъектов (региональных) законодательных органов, то их число должно быть минимальным, но бесспорно, с учетом численности населения, площади территории и состояния экономики каждого субъекта. Число работающих на постоянной основе депутатов также должно определяться с учётом вышеизложенных обстоятельств, но не более 10-15 процентов от числа депутатов соответствующих законодательных органов субъектов. В Республике Алтай число депутатов (41 чел.) было установлено после длительных и всесторонних обсуждений в период подготовки проекта Конституции РА. Это число  соответствует особенностям её горной территории. Депутаты, работающие на профессиональной основе и избираемых на 5 лет,   должны проходить  ротацию через 2.5 года. Свое время такой проект мной вносился, но не был поддержан депутатами.

Представляется также, что законодательным регулированием мы должны уйти от избирания депутатов от одной партии на должности на постоянной основе. На мой взгляд, не нужно слепо следовать нормам федерального законодательства, а использовать альтернативные возможности, допускающей федеральным законом, тогда  у нас не получилось бы с отменой прямых выборов глав муниципальных образований города, районов и поселений, о чем сказано выше. Думается, что в законе должны быть четко изложены критерии формирования представительных и исполнительных органов субъектов и органов местного самоуправления. Следует ограничить права вновь избранного главы муниципального образования, который по своему усмотрению формирует местные органы, освобождает от должностей хорошо зарекомендовавших работников и принимает на работу людей своей «команды», поддержавших его на выборах, но профессионально не готовых к новой работе. Хотелось бы, что бы демократические принципы, заложенные в законах, вернулись в работу Госсобрания – Эл Курултай и представительных органов МО.  Необходимо расширить базу выдвижения кандидатов в депутаты, в частности от общественных организаций и трудовых коллективов. Установление всеобщих прямых выборов глав муниципальных образований должно строго соблюдаться, а референдумы должны  стать нормой нашей политической жизни. Голосование (референдум) по возврату указанных прямых выборов само собой напрашивается.

    

Член Союза журналистов РФ Д.И.Табаев

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)