Спросим себя: кто является коренным народом Большого Алтая? Если алтайцы, то они должны считаться истинными хозяевами Алтая, разделённого границами четырёх государств. Но где они в Китае, Монголии или Казахстане? Алтайцев там нет. Зато есть ойраты. Заглянем в исторические анналы. 1 июня 1922 года была образована на территории современной Республики Алтай Ойратская автономная область со столицей в Улале. В 2012 году, отмечая 90-летие Ойротской автономной области на территории республики, об этом ни разу не упомянули, что она называлась Ойратская, а не Ойротская. Все старательно обходили этот факт стороной. 2 марта 1932 года область была переименована в Ойротскую автономную область.

То есть из Ойратской – в Ойротскую. Вроде изменение незначительное, всего на одну букву, но, считаю, умысел был: оторвать коренной народ от своего прошлого.

7 января 1948 года по наводке историка из Барнаула Л.Потапова область была переименована в Горно-Алтайскую, а город Ойрот-Тура превратился в Горно-Алтайск. Безликое географическое обозначение превратили в административное наименование.
Так народ, чьи сыновья гордо расписывались на стенах поверженного Рейхстага «я – ойрот!», в одночасье потерял своё исконное имя. Ничего плохого в самом слове нет: алтаец – житель Алтая, всё верно и логично. Есть только одно «но», и оно не даёт мне покоя много лет. Дело в том, что алтайцами могут именовать себя все живущие в нашей республике. По-другому и не скажешь. В соседнем Алтайском крае, к примеру, спортивный комментатор вещает: вчера алтайцы победили кемеровчан со счётом 2:0!
Как же теперь отличить «настоящих» алтайцев от всех остальных алтайцев?
Вернёмся к событиям, происходившим у нас ровно 66 лет назад. Изменив до неузнаваемости название автономии, ретиво взялись за уничтожение всего, что связывало нас со своей историей. В это время областную газету «Кызыл Ойрот» переименовывают в «Алтайдын Чолмоны». С названий колхозов и предприятий срочно стирали всё, что связано было со словом «ойрот». Само слово перевели в разряд «устаревших».
А географическое название Алтай характерно не только для соседнего Алтайского края, но и Хакасии. Один из восьми районов республики называется Алтайский район, по-хакасски – Алтай аймагы. Все жители района, выходит, тоже алтайцы?
В хакасском языке существует четыре основных диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Сами качинцы являются потомками ойратов-дербетов, пришедших в Хакасию после распада Ойратского ханства. Они как раз живут в восточной части Хакасии, в том числе и в Алтайском аймаке. Среди хакасов есть такие рода, как ойрат хыргыс, ойрат хасха и другие. Да и фамилии хакасов и алтайцев во многом схожи: Адыкаевы и Тюкпеевы, Боргояковы и Кайдараковы [Бутанаев В. Я. Происхождение хакасских родов и фамилий. Абакан. 1994].
В памяти алтайцев остались времена, когда их кочевьями были земли Восточно-Казахстанской области нынешнего Казахстана. Топонимика явно «говорит» об истинных хозяевах этой земли. Например, здесь самое большое озеро – это Зайсан. Сегодня в соседнем суверенном государстве все крупные географические наименования переделывают на казахский лад. Семипалатинск стал Семей, хотя такого слова в казахском языке нет. Зато звучит как бы по-казахски…
Семипалатинск был назван русскими не просто так, там находился комплекс из семи буддийских храмов. В 1734 году историк Г.Миллер обнаружил этот комплекс и описал его: «…так называемые «Семь-Палат» лежат на восточном берегу Иртыша... калмыки называют их Дархан-Зорджин-Кит, говоря, что здания эти построил некий жрец Дархан-Зорджи, который и пребывал в них». В этой же области ныне находится село Урянхайка. Урянхайцами раньше именовали «лесные» племена Южной Сибири.
Ещё в XVI веке часть ойратов из Большого Алтая в поисках новых земель переселилась на Волгу, в дальнейшем образовав там Калмыцкое ханство. Слово «калмык» с тюркского значит «остаток», ещё одно значение этого слова – «не мусульманин».
В XVII веке в Центральной Азии образуется мощное Ойратское ханство, чьими вассалами на долгое время станут казахи. В последнее время с подачи казахского президента стали выходить фильмы типа «Номад», где рассказывается, как славные казахские батыры во главе с Абылаем разбили наголову ойратов. Но в подобных «картинах» почему-то стараются не упоминать, как ойраты во главе с Амыр-Саной вместе с казахами воевали против Цинской империи. А казахский султан Абылай всё своё детство провёл при ставке ойратских князей, поскольку являлся приёмным сыном главы Ойратского ханства Галдан-Церена.
В дальнейшем Абылай предаст ойратов и перейдёт на сторону Цинов. После падения Ойратского ханства большая часть населения была истреблена, многие уведены в плен казахами. В настоящее время среди казахов есть род толенгут в Восточно-Казахстанской области – и нигде больше. Толенгуты, скорее всего, и есть потомки попавших в полон теленгитов, т.е. алтайцев, живущих в Кош-Агачском и Улаганском районах.
Теленгит или теленгут происходит от слова «теле». Суффикс «-нг» добавляли монголы, а русские «-ут». Отсюда и телеуты. Это один народ, название которого изменено на русский и монгольский лады. Ещё Радлов писал, что телеуты называли сами себя термином «теленгит» (Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. 1969).
Среди тувинцев, живущих в сопредельных районах с Улаганским и Кош-Агачским, преобладает род телек, они являются выходцами из Горного Алтая.“ У северных алтайцев имеются ярко выраженные говоры, потому как вобрали в себя языковые особенности соседних тувинцев и хакасов. Например, старое название тувинцев было «туба», их ещё в русских документах называли «тубинцами». Постепенно этот термин стал «тува», теперь «тыва». У нас же тубалары в Майминском, Турочакском и Чойской районах своё имя сохранили неизменным.
Теперь обратимся к историческому прошлому, чтобы понять: считали ли сами алтайцы себя ойратами и почему пытались возродить республику в начале XX в. именно с именем Ойрат?
В исторических документах загадочный глава алтайцев в середине XVIII в. описан томским профессором В.Сапожниковым в работе под названием «По Русскому Алтаю». Там сказано: «кан-каракольскую землицу называли резиденцией главного правителя Алтая – зайсана Омбы». Русские пограничные власти совершенно определённо знали, что он глава пяти дючин, и вели с ним дела. Отсутствие его имени в перечне, полученном В.Радловым от алтайцев, объясняется традициями тогдашнего общества. Имеется в виду обычай особого отношения к почитаемым правителям и их именам. Упоминания имён правителей надлежало избегать. Простолюдинам эти имена часто вообще оставались неизвестными, а о владыке предписывалось говорить иносказательно. Омбо – это тибетское имя, означающее «защитник». Русские чины думали, что это его имя или фамилия, потому в своих рапортах иногда ошибочно писали «Омбин».
Исторические записи учёного Г.Потанина 1745 года свидетельствуют, что родовые аристократы – зайсаны алтайцев несколько лет не были в Горном Алтае, а находились в резиденции у главы Ойратского ханства. Интерес также представляет то, что все жалобы на набеги людьми Омбо русские писали не кому-нибудь, а на имя самого ойратского хана Галдан-Цэрэна. Высокий статус Омбо доказывает рапорт А.Волкова в 1748 году, где приводится письмо главного зайсана, в котором говорится, что «алтайские зайсаны не подсудны русским, а только Галдан-Цэрэну».
Омбо имел очень весомый политический вес, его власть распространялась не только на Горный Алтай, но и на прилегающие территории. Не случайно на его поддержку рассчитывал сам Амыр-Сана в борьбе против Табачи. Именно через зайсанов Алтая во время восстания против империи Цинь он позднее поддерживал связь с князем халхов Чингунжавом.
Исследователь Г.Потанин в своей работе под названием «Материалы для истории России» отмечал, что территория Горного Алтая на русских картах начала XVIII века обозначалась как «Земля Галдан-Цэрэна». Это не случайно. В основе алтайского популярного мифа про ожидаемое возвращение Ойрот-хана в начале XX в. лежит реальная личность – Галдан-Церен. Его брат, которого звали Лоузанг-Шоно, войдёт в фольклор алтайцев как легендарный баатыр Шуну. Видимо, времена величия ойратов-алтайцев были связаны с Ойратским (Джунгарским) ханством. И это сохранилось в эпическом сознании нашего народа.
После падения Ойратского ханства алтайцы войдут в состав Российской империи. Все обращения к русской императрице с просьбой принять в подданство будут написаны ойратским письмом «тодо-бичик». Во времена Алтайской православной миссии об этом будут умалчивать, поскольку создал эту письменность буддийский лама Зая-Пандита.““Через сто лет после крушения империи русские областники рассматривали алтайцев как основу для воссоздания великой Ойратии.
Чуть позже, 7 марта 1918 года Горная Дума проводила съезд, на котором докладчик алтаец В.Анучин выступил о «необходимости объединения бывшего государства Ойрат в самостоятельную республику, а именно: Русский Алтай (ныне это Восточный Казахстан, Алтайский край и Республика Алтай), земли минусинских туземцев (Хакасия, Горная Шория), урянхайцев (Тыва), Монгольский Алтай и Джунгарию (нынешний СУАР, Китай)». В это время Г.Гуркин не забавы ради принял двойную фамилию. Он стал подписываться «Чорос-Гуркин». Род «чорос» в Ойратском ханстве был правящим. Гуркин и областники знали, как будет именоваться будущая республика, и кто будет ее главой. На 1-м съезде алтайского народа в с.Улала делегат от Эре-Чуй Чекураков Карман впервые предложил, чтоб главой алтайского народа стал Г.И.Чорос-Гуркин.
Дабы в дальнейшем не допустить объединения национальных автономий и создания новой республики, такие учёные, как Л.Потапов стали давать иную трактовку историческим событиям. Всё, что связывало нас с ойратами, в их работах считается «сепаратизмом». Но время не стоит на месте. Не случайно в Республике Алтай возродился институт зайсаната, который был создан во времена Ойратского ханства. Несмотря на критику, титул зайсана восстановлен. Все крупные роды алтайцев избрали своих зайсанов. С ними встречается глава республики, чтобы обсудить наиболее острые проблемы в жизни региона.
В окружающем нас мире происходят события, ключевыми игроками в которых всё чаще выступают ойраты. В соседней с нами стране президентом стал ойрат Элбэгдорж. Монголы, потомки могучих завоевателей, сделали в этот раз своим предводителем представителя ойрата. На ответственных постах, связанных с безопасностью государства и его обороны тоже работают представители ойраты. Значит, ойратам монгольский народ верит. Уже не раз фестивали ойратов мира проходили в столицах Китая и Монголии. В 2012 году на таком фестивале в Пекине впервые участвовали представители нашей республики. Пусть пока неофициальная делегация, тем не менее выходцы из научных и бизнес-кругов Мерген Клешев и Тандак Тысов были на виду и в почёте.
На подобных мероприятиях всё чаще говорят о скором проведении праздника ойратов на священной прародине многих народов – в горах Алтая. Такие мероприятия несомненно служат духовно-культурному единению народов, некогда составлявших Ойратское ханство. 7 ноября в России празднуется День Единства и мы потомки великих тюрков, великих гуннов, вдвойне радуемся и празднуем этот праздник.
Калтраш Байданов, 06.11.2021

Интересный материал? Подпишитесь на наш канал в Telegram https://t.me/listock04 , чтобы получать больше интересных новостей.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.00 (9 голосов)