Часть 2

«А недавно в атласе языков ЮНЕСКО алтайский язык был перенесен из категории уязвимых в раздел находящихся под угрозой исчезновения. Специалисты указывают, что дети не изучают алтайский язык, как в родной семье, так и в школах, и мало где говорят на нем. Кроме того, под угрозой оказалась и группа языков северных алтайцев – тубаларский, челканский и кумандинский». 
Этому удивились чиновники из министерства образования РА и руководство факультета алтаистики и тюркологии (ФАТ) ГАГУ. И это понятно, ведь они постоянно докладывают, что с АЯ в РА у алтайского народа всё нормально и они успешно работают.

В конце октября собирался даже Президиум Госсобрания Республики Алтай. И снова по АЯ. И снова министр образования делала основной доклад и доложила об успешной работе министерства образования РА с АЯ. Спасибо Ромашкину В.В., который на этом заседании Президиума Госсобрания РА сказал, что рассмотрение проблем алтайского языка носит кулуарный характер и предложил обсуждать его шире, путем привлечения представителей общественности, в ответ на что Ольга Саврасова проинформировала депутата, что при Главе Республики Алтай действует совет по алтайскому языку — открытая площадка для диалога, проведения конференций, где в том числе учителя могут высказывать свои мнения о проблемах алтайского языка. Какая это «открытая» площадка - все знают, всё там делается кулуарно, тайно и люди не то что высказать свое мнение, даже о том где, когда и что они делают – ничего не знают.
Алтайский язык стал фикцией для отчетов чиновников разных мастей и пошибов. Об этом я подумал, когда в «Алтайдын Чолмоны» от 02.03.2021г. прочитал о том, что 25.02.2021г. теперь уже и Общероссийский народный фронт (ОНФ) заслушал на своем заседании информацию о состоянии дел с АЯ. Называется – дОжили, алтайцы! Но зато, наверное, в Москву ушли отчеты, что ОНФ спас АЯ от уничтожения!
До этого о рассмотрении вопросов АЯ через СМИ доложила и Общественная палата (ОП) Республики Алтай. И снова в Москву ушли отчеты, теперь уже по линии Общественной палаты.
Алтайским языком вроде бы неустанно занимается и Совет по АЯ при Главе РА, откуда меня теперь уже в третий раз исключили в начале этого года, чтобы я им не мешал действенно развивать АЯ. Я уже писал, что на заседаниях этого Совета идут длинные монотонные отчеты министерств образования и культуры об их работе, связанной с АЯ. Например, в последнее время на каждом заседании Совета по АЯ стали рассматривать проектирование и создание культурного Центра алтайской цивилизации «Алтай-кабай». Теперь еще будут рассматривать, как идет строительство и т.п. Это всё по алтайскому языку…
Но как это рассматривание для показухи терпят сами чиновники и работники разных ведомств, которые отвечают за состояние и развитие АЯ и которые систематически как болванчики докладывают и докладывают всем и вся, что они все занимаются и занимаются сохранением и развитием АЯ? Могут же они как-то спросить для интереса, ну, вот с этого ОНФ, например: «Вот и рассмотрели вы вопрос АЯ. Чем вы поможете нам для сохранения и развития АЯ? Дополнительно денег выделите? Добьетесь открытия льгот при поступлении в ВУЗы для изучавших родной не русский язык, как раньше было при советской власти? Если нет, то для чего вы сегодня этот вопрос поднимали? Для отчетов в Москву?» И так далее. Но, наверное, им всё равно, кому и для чего докладывать, они привыкли к фикции работы по АЯ. Ведь рабочее время, а значит и зарплата идет…независимо от состояния АЯ.
Алтайским языком занимается и Русская православная церковь в РА. Церковь написала грант и на жилмассиве построила за бюджетные деньги трехэтажное здание, где планируют изучать АЯ. Здание давно есть, а успехов в расширении круга знающих АЯ нет. Если раньше попы на Алтае в совершенстве изучили и знали АЯ с целью христианизации Алтая, как сказал архиепископ Макарий: «Алтай должен быть православным, а через это и русским». Отца Макария, в том числе и за это, позже канонизировали и причислили к лику святых и теперь уже святые мощи не предали земле, как требуют православные заповеди, а ныне перевезли и хранят в Горно-Алтайске.

Мы, алтайцы, живы благодаря другим сильным народам РФ
Во всех вопросах, касающихся коренных, не русских народов, мы значимся кем-то и существуем благодаря сильным коренным народам, таким как чеченцы, татары, башкиры, якуты и другим. Они у федеральных властей добиваются чего-то, а мы в пристяжке, за их спинами автоматически пользуемся благами, которые они выбили из федерального центра для коренных народов.
Например, мы всё больше и больше отступаем в вопросах изучения родных, не русских языков. С разрушением СССР исчезли льготы для поступления в ВУЗы России не русским, изучавшим родные языки. На мой запрос Президенту России Путину В.В. пришел ответ, что «это можно заложить по новой в уставы этих ВУЗов. Работайте с ВУЗами». Вы сами понимаете, что нам, не русским, этого не дадут. Потом убрали национально-региональный компонент из учебных планов. Затем АЯ стал изучаться как факультатив.
Но было же время, и я его застал, когда все предметы в начальных классах изучали на АЯ. Еще более старшие люди застали время, когда на АЯ изучали все предметы по 7 класс! И ничего, все выросли грамотными, умными людьми.
В конце 2019 года министр образования Татарстана Бурганов созвал Совет, просто группу людей и чиновников, чтобы посоветоваться. При этом  напомнил, что Татарстан, по сути, остался в одиночестве в момент обсуждения громких поправок в закон об образовании, последствия которых мы хлебаем сегодня: «Мы в 62 региона отправили свои рекомендации, ни один из них нас не поддержал! Ни кавказские республики, ни  Башкортостан! А сейчас они просят, чтобы мы в Челнах открыли башкирские классы!» Я тогда говорил об этом и с депутатом ГД от РА Белековым И.И., который, к сожалению, вместе с Букачаковым Р.Б. поддержали эти поправки. Я тогда стоял в одиночном пикете перед входом в Государственное Собрание РА с плакатом - не принимать эти поправки к федеральному закону. Всё было напрасно, наши депутаты не поддержали татар и одобрили поправки.
Министр напомнил собравшимся и о выпускнике татарской гимназии №2 Казани Рамиле Багавиеве, который набрал 399 баллов по ЕГЭ из 400 возможных. «Рамиль одним своим поступком сделал больше, чем многие другие вместе взятые. Набрал 399 балов по ЕГЭ, обучаясь при этом на татарском языке. Я всем говорю, в том числе руководству республики: почему дети, которые обучаются на татарском, должны сдавать итоговый экзамен на русском? Я также всегда всем говорю, что люди, которые обучались на татарском языке, сегодня прекрасно руководят республикой», — эмоционально заметил Бурганов, добавив, что пример Багавиева очень помогает на переговорах в Москве.
Также глава ведомства перечислил все мероприятия, проводимые министерством в деле сохранения татарского языка: конференции, олимпиады, онлайн-платформа, учебник «Салям!», телевидение, мультфильмы, театры. «Но этого недостаточно, сегодняшние процессы требуют от нас новых подходов к изучению языка. Чтобы сохранить татарский в новых условиях, мы должны работать сообща. Что надо делать? — обратился он к присутствующим. — Нам от вас нужны помощь и советы. Также мы хотим узнать, какая помощь необходима вам».
Теперь и главы субъектов прозревают. О проблеме родных нерусских языков говорят этнические руководители республик в составе России. «Татарстану нужны чисто татарские школы, где обучение и воспитание идет на татарском языке», - заявил президент Татарстана Рустам Минниханов.
«Полилингвальные школы не позволяют обучать татарскому языку на желаемом уровне. Нам нужны и чисто татарские школы», - сказал он, добавив, что такие школы есть, но их мало.
По словам Минниханова, для руководителей ведомств в Татарстане организованы курсы татарского языка. "Нужно не просто знать татарский, но уметь доносить мысль на этом языке. Эту работу надо вести. Мы требуем выступать на татарском на собраниях, коллегиях, сессиях. Зависит от нас самих. Если считаем наш язык нужным, должны применять", - приводит слова президента республики местная пресса.
В ГД РФ внесен законопроект N 1082688-7, внесенный Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". По нему наше Госсобрание РА должно дать свое заключение в ГД до 31 марта 2021 года. Я с этим вопросом письменно попросился на прием к Председателю Госсобрания Кохоеву А.П. 5 марта, на следующий день после его избрания, но он мне даже не ответил (наверное, как обычно все наши спикеры РА, боится, что его обвинят в национализме). В законопроекте предлагается статью 2 дополнить новым пунктом 19 следующего содержания:
"19) этнокультурная образовательная организация - образовательная организация, уставные цели которой предполагают реализацию образовательных программ, направленных на овладение государственным языком Российской Федерации и установленным в уставе образовательной организации языком из числа языков народов Российской Федерации и основанных на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции с одновременным изучением российской истории и культуры, мировых культурных ценностей;"
Говоря простыми словами, при утверждении ГД законопроект позволяет получать общее среднее образование на родном языке, школе иметь в своем Уставе и реализовывать обучение всех школьников на выбранном языке народов РФ.
По-государственному подходит к вопросу хакасского языка Глава Республики Хакасия Владимир Коновалов, русский человек. 04.02.21г. он написал в своем блоге: «2020 год был объявлен Годом хакасского языка, а 2021 год — Годом хакасского героического эпоса.
Особую роль здесь играет система образования. В настоящее время хакасский язык изучают в 84 школах республики (по сравнению с прошлым годом охват учеников, изучающих родной язык, вырос на 15 процентов).
Продолжается целевое обучение специалистов в ХГУ. В 2020 году впервые осуществлён набор в Черногорский механико-технологический техникум на подготовку учителей начальных классов с правом преподавания хакасского языка.
Издаются программы для обучения на родном языке, учебные пособия по хакасскому языку. В прошлом году издан первый том толкового словаря хакасского языка, подготовлена рукопись орфографического словаря хакасского языка. Запланирована подготовка 13-томного издания «Фольклорное наследие хакасского народа». Сегодня был презентован хакасско-русский и русско-хакасский тематический словарь (разделы «Человек», «Флора и фауна»).
Миннацполитики Хакасии совместно с Минобрнауки РХ и Минкультуры РХ поставлена задача — разработать проект государственной программы РХ «Сохранение и развитие хакасского языка». Важно создать все необходимые условия для его изучения. В наших силах сохранить красоту и богатство культуры Хакасии и передать её другим поколениям».

Выводы
Мы не согласны с тем, что государственные языки национальных республик сегодня изучаются по заявлению, в том числе и самими коренными, титульными народами этих республик.
Мы не согласны с докладами министерства образования Республики Алтай и выводами Совета по алтайскому языку при Главе Республики Алтай, что сегодня состояние алтайского языка удовлетворительное при им известном факте, что ежегодно увеличивается количество детей алтайской национальности, отказывающихся изучать родной алтайский язык.
Мы не согласны с тем, что ЕГЭ нельзя сдавать на родных языках, мы не согласны с тем, что в Республике Алтай нет классов и школ с обучением на родных языках.
Мы требуем возврата в школы и детские сады обучения на родном алтайском языке в местах компактного проживания алтайского народа!
Мы требуем максимального внимания от федеральных и республиканских властей к сохранению и развитию родного алтайского языка!
Мы требуем разработки государственной программы в РА по сохранению и развитию алтайского языка!
Мы требуем от чиновников и депутатов всех уровней Республики Алтай действительно государственного уважительного отношения к вопросу сохранения и развития алтайского языка, благодаря наличию которого есть субъект РФ – Республика Алтай, есть их титулы чиновников, министров и депутатов с большими окладами.

В. Кудирмеков, председатель Тес Тергее РОД «Алтай Курутай» 31.03.21
Интересный материал? Подпишитесь на наш канал в Telegram https://t.me/listock04 , чтобы получать больше интересных новостей.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (2 голосов)