В Республике Алтай сельское хозяйство является традиционно приоритетным направлением экономики. В советский период славились совхозы и колхозы-миллионеры, которые стране давали шерсть, пух, широкий ассортимент мяса, молочной и овощной продукции. Системный госконтроль за сохранностью земельного ресурса и его оборотом гарантировал развитие сельскому хозяйству. В каждом совхозе и колхозе были установлены площади и границы пахотных и покосных угодий; зимних и летних пастбищ для скота. При этом сельскохозяйственная экономика базировалась на взаимозависимых звеньях: земельный и рабочий ресурс – производство сельхозсырья – перерабатывающее производство – товарная сельхозпродукция - профицитный региональный бюджет – материальная и моральная стабильность в обществе. Данная схема, состоящая из совокупных взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ составляла устойчивую экономическую систему.

В настоящее же время, хотя сельское хозяйство в Республике Алтай декларируется как приоритет в экономике, на мой взгляд, по факту оно далеко не в приоритете. Поводом к такому умозаключению послужила очевидность разрушения устойчивой экономической системы, в результате которого пострадало каждое звено - сокращение количества сельхозпредприятий; нерегулируемый сбыт сельхозсырья, незначительное количество перерабатывающего производства на местах; неуравновешивающее ценообразование, массовая безработица сельского населения…
Более того, основной причиной, притесняющей сельское хозяйство, является отсутствие контроля оборота земель сельхозназначения и использование земли не по целевому назначению (нарушение ЗК РФ, ст. 78). Факт нерегулируемой массовой продажи сельхозземель является доказательством к сказанному. Продавец, описывая экологическую уникальность земельного участка, предлагает перспективную возможность для развития турбизнеса, хотя к категории «земля сельхозназначения» турбизнес как вид деятельности не относится. Это прямое нарушение использования целевого назначения земли.
Например, объявление - «Категория земли – сельхозназначения. Продаю участок земли, под базу отдыха, СРОЧНО, около 7 гектар, на участке находится пещера Тут-Куш, памятник природы, недалеко 5 озёр, экологически чистое место, пещера находится на моём участке. Стройте базу, делайте платные маршруты, или живите в одном из самых замечательных уголков горного Алтая! Кедровый лес, озера, пещера и это ещё не все прелести этого замечательного края. Подробности по телефону. Вопрос, почему продаю? Земля есть, в собственности, денег на развитие - нет! Проживаю в другом регионе, тоже неудобно. Документы готовы к продаже".  
Ну ведь абсурд - республиканский памятник природы пещера Тут - Куш продается? Чемальский райсовет и жители, обратите внимание - в настоящее время у вас в районе продаются 11 земельных участков категории земли сельхозназначения (площадь от 2 до 20 га) (информация с сайта Авито.ру).
Если взять всю республику, то сколько же таких сельхозугодий с молотка сбываются? Мониторят ли власть и надзорные органы куплю-продажу земель сельхозназначения? Есть ли факты недопущения подобного перегиба? Вопросов к ним много…
Тем не менее, в настоящее время сельхозугодья отчасти покупают состоятельные шоумены, артисты российского масштаба. Про этих покупателей с глупой долей восхищения часто пишут местные СМИ и интернет ресурсы, при этом они не замечают, что «нувориш-сельхозник» по роду своей деятельности слишком далек от сельского хозяйства. Ведь они в лучшем случае коня, барана и корову видели только на картинке. Очевидно, что у них совершенно иные планы на приобретаемый ими земельный участок. Также очевидно, что замена вида деятельности способствует стихийной трансформации экономики, распаду сельского хозяйства, что сказывается на уровне жизни местного населения…
Данная стихийная сделка с землей вызывает у здравомыслящей части населения недоумение. В адрес нашей организации часто обращаются люди, обеспокоенные неконтролируемой продажей земли или те, кто сами оказались жертвами жестокой шулерской махинации, в результате, которого остались без пастбищных и покосных угодий. У всех один вопрос – имеются ли законные механизмы госконтроля за землями сельхозназначения? Да, они есть. Прежде всего, на районную власть федеральным законодательством возложен изначальный контроль:
№ 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статья 8, предусмотрев процедуру купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, наделила контрольными полномочиями муниципальное образование района. Для ясности выставляю полный текст указанной статьи Ффедерального закона:
«1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
3. В случае, если субъект РФ или в соответствии с законом субъекта РФ муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
4. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна».
Поэтому первый момент - народ, обращайтесь в прокуратуру, которая обязана контролировать данный вопрос. Обращаю ваше внимание на то, что генеральный прокурор РФ И.В.Краснов при надзоре и контроле взял курс на «социализацию прокуратуры (открытое общение с гражданами)».
Второй момент. Вы можете у главы района потребовать документы купли-продажи того или иного сельскохозяйственного земельного участка. Если же сделка совершена с нарушениями вышеуказанных пунктов закона, районная власть не воспользовалась своим преимущественным правом покупки, то эта сделка ничтожна и недействительна, подлежит к расторжению.
Ответ районной власти «Денег для покупки продаваемого земельного участка нет» - это отговорка, за которой отчасти скрывается коррупция во власти, несоответствие главы района занимаемой должности. Поэтому, уважаемые земляки, необходима активная поддержка группы депутатов РА, продвигающих закон Республики Алтай о всенародном избрании главы района и города. Данный закон позволит нам выбрать в руководители труженика, человека Слова и Дела, знающего особенности нашей земли и народа.
Третий момент. Обращаюсь к землякам, к тем, кто продал свои сельхозземли - что, быстро испарились миллионы, теперь без земли и без скота бьете баклуши? Вспомните завет предков - «Человек полноправен (свободен, независим, обеспечен) тогда, когда у него есть родная Земля кормилица, которую он ценит и оберегает, как свою Мать».
Надеюсь, что всем миром мы сможем устранить обозначенные и другие проблемы, поскольку сельское хозяйство в Республике Алтай – это незыблемый и устоявшийся приоритет в экономике.
С уважением, руководитель РОЭО РА «Сакральный Алтай» З.Т.Тырысова.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.44 (8 голосов)