У нас часто в СМИ смешивают одно с другим. Например, в газете «Звезда Алтая» от 26 июня 2019 года в рубрике культурное наследие в статье: «Печально я гляжу…», отмечается, что «до сих пор существуют старинные дома, построенные в начале XX века». В статье описывается дом купца, депутата Государственной Думы Михаила Тобокова, «…Стены этих зданий хранят дух Российской империи, атмосферу той далекой эпохи…». В статье автор поднимает вопрос о культурном наследии Республики Алтай. Действительно, автор статьи вряд ли дождётся от власти г. Горно-Алтайска капитального ремонта исторических зданий прошлых лет, чтобы «…пылинки сдувать, хранить как зеницу ока…».

К сожалению, в статье допущена неточность: купец – зайсан Михаил Васильевич Тобоков никогда не являлся депутатом Госдумы, а депутатом был его сын Даниил Михайлович.

В 2013 году я получил ответ на свой запрос за подписью и печатью директора Томского государственного архива Анастасии Геннадьевны Караваевой – сведения на 9 листах о депутате Данииле Михайловиче Тобокове. В ответе сообщалось: «В нашем архиве в составе документов фонда № Р-72 «Сибирская Областная Дума» отложились некоторые сведения о Данииле Михайловиче как об участнике заседаний Сибирской Областной Думы. Его фамилия значится в списках членов этой Думы. Имеется мандат делегата Д.М. Тобокова под номером №213 от 17 июня 1918 года для участия в заседании Сибирской Областной Думы в качестве представителя туземцев Алтая, а также его «анкетная депутатская карточка», где указывается возраст – 40 лет, национальность – калмык-инородец, род занятий – скотовод и земледелец, образование – домашнее. На вопрос, в какой политической партии состоите или какой сочувствуете, ответил – народный соцактивист. Он жил в г. Томске (ул. Спасская, дом.25, кв.4). Кроме того, сообщаем, личное дело Д.М. Тобокова находятся на хранении в Российском Государственном историческом архиве в г. Санкт - Петербург». К числу первоисточников, считаю, можно отнести этот документ для наших современников.

Известная советская журналистка Зинаида Рихтер в конце 20-х годов писала: «В Ойротии нет городов. – Столица области – невылазно грязное село Улала … Мутная илистая Улалушка, пригодная тогда для сплава леса, усердно вырубаемого в её верховьях, разделила селение на две неравные части. На правом берегу селился в кособоких домишках пришлый люд, на левом берегу расположилась церковная иерархия, купцы и представители власти, двухэтажные дома и справные усадьбы которой придавали вид уездного города…». В августе 1922 года, когда состоялся переезд из села Алтайское в село Улалу, из-за нехватки жилья, помещений для учреждений и организаций было в 1923 году муниципализировано шесть двухэтажных домов и складов Тобоковых без указаний стоимости. Двухэтажный каменный дом отдан областной милиции, уголовному розыску, деревянный дом – областной юстиции, в доме самого купца расположилась прокуратура (протокол №58 заседания президиума Ойротского облисполкома от 16 ноября 1923 года и приложение списка №6). Небезынтересно знать, что «коллекция архивных редкостей» Г.И. Гуркина и А.В. Анохина в 1926 году была размещена в здании бывшего магазина М.В. Тобокова возле старого пединститута.

Искаженное представление имеется о собственности Д.М. Тобокова. Например, в интервью сенатора Т.А Гигель в газете «Постскриптум» №9 от 04.03.2015 года допущена ошибка. Вопрос корреспондента: «Татьяна Анатольевна, если Вы помните, несколько лет назад на Центральном телевидении был проект «имя России», и в числе кандидатов на это звание было имя царского премьер-министра Столыпина». Ответ: «Да, благодаря столыпинским реформам маслосырзаводы появились в начале XX века во всех деревнях Горного Алтая, у нас в Успенской волости депутат Госдумы России, предприниматель Даниил Тобоков имел в Паспауле лучший по тем временам маслосырзавод…».

Здесь начать следует с того, что в 1897 году Комляжская волость (ныне Чойский район) распалась на несколько сельских старшин, к тому времени родовое управление Южской волости находилось в Паспауле, а центром Комляжской волости был Карасук. В 1913 году было упразднено зайсанство. С 1920 года образовалась Успенская волость. По архивным данным (ГААК, ф.144, оп.6, 164, оп.5, л.68.), старший брат Иван Михайлович Тобоков (1872 года рождения) содержал маслодельный завод. Он проживал в селе Паспаул, а в 1908 году присутствовал на съезде зайсанов в с. Онгудай как зайсан Паспаульской волости. В конце концов, Иван Тобоков не выдержал конкуренцию и вынужден был продать свой маслозавод купцу Обабкову. Даниил Михайлович Тобоков никогда не владел маслосырзаводом в селе Паспаул. Поэтому утверждение сенатора Т. Гигель было неверным.

На мой взгляд, о депутате Государственной Думы Российской империи II-го созыва (1907г) Даниила Михайловича в печати написано немало неправды и неточностей. Очень много неразберихи с сыновьями, братьями, внуками и вообще с многочисленными родственниками купца – зайсана Михаила (Давыда) Васильевича Тобокова.

Прежде чем писать о Михаиле Васильевиче Тобокове, надо помнить, что это личность историческая. Родоначальником Тобоковых были Тадак Тобок и его жена Табаш Курумчина, шаманского вероисповедования. В 1865-1876 годы дети Тобока приняли православие. Имена их детей и год рождения, информация о браках, смерти сохранились в архиве метрической книге Улалинской Спасской церкви. До переписи населения 1896 года имена всех отцов тубаларов стали фамилией их детей. Несовершенства фамилий «кочевых инородцев» тем самым запутали исследователей и учёных, при записи допускались некоторые вариации и искажений имен и фамилий. Родоначальник семьи Тобок имел четырёх детей: старшего сына звали Тапый (Семён) – 1848 года рождения, второго – Таабыт или Таавыт (Михаил Васильевич) – 1851 года рождения, третьего – Иванак (Стефан) – 1853 года рождения, дочь Кыкыш (Ксения) – 1870 года рождения. Тобок и Табаш умерли в конце 60-х годов XIX века. У Тапыя (Семёна) от двух жён было 8 детей, Таабыт (Михаил Васильевич) имел от трех жен – 8 детей, Иванак (Стефан) – 3 детей. Дочь Кыкыш (Ксения) в 1873 году вышла замуж за инородца I-ой дючины, к сожалению, не сохранилась информация об ее детях. Итого, к концу XIX века только у трёх сыновей родоначальника насчитывалось 20 детей, не говоря о внуках.

Я считаю, что мы обязаны знать и помнить историю своего народа, особенно о людях, которые повлияли на ход истории Ойротии. Но мало просто помнить и знать! Необходимо передать наши знания последующим поколениям. Известно, что народ, который не знает и не помнит свою историю, к сожалению, обречен на забвение.

Это наше прошлое, история на тубаларской земле. Я считаю, что мы обязаны помнить об этих людях, которые сыграли одну из главных ролей в истории Ойротии.

Горно-Алтайск, июль 2019 г. Тадыжеков Александр Санович

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)