Больше двадцати лет могло бы исполниться в этом году этническому фестивалю "Купальская ночь в Турочаке" имени Василия Вялкова, что когда-то регулярно проводился на Купальской поляне. Даже сама поляна уже давно носит такое название в народе, благодаря одноименному празднику, но вот его самого жители Турочака никак не могут дождаться. 

Выход статьи планировался в конце мая, и написана она должна была быть совсем в другой тональности. Хотелось обрадовать турочакцев и жителей республики, что каждый год с нетерпением ждут возвращения Купалы, но, к сожалению, кому-то это мероприятие вновь неугодно. Подробнее расскажем об этом в заключении материала. Для начала же поведаем об истории зарождения фестиваля в нашем районе и о том, что планировалась сделать в этом году, поговорив с основателем самого праздника в Турочаке - Мариной Викторовной Вялковой.

Как у наших у ворот...

- Для тех, кто не в курсе, расскажите, как появился праздник Ивана Купалы в Турочаке, с чего все начиналось?

- Празднику этому, можно сказать, уже больше двадцати лет. Начало было положено, когда мы с супругом Василем Вялковым по окончании музыкального училища в Барнауле переехали в Турочак. Я сама барнаульская, и родственники мои все в Барнауле, но Васе тут дали квартиру как «афганцу», вот мы здесь и обосновались в 1990 году. В то время в этих краях проходил подобный праздник, назывался "Золотое лето Алтая". Праздник самодеятельный, о фольклоре речи не шло. А тут нужно обязательно разделять авторские русские песни и фольклор.

- Вы имеете в виду, что бумажные цветы, картонные кокошники и прочие привычные взгляду советского обывателя концертные костюмы не есть истинный фольклор?

- Совершенно верно. Помню, только Хор имени Пятницкого отличался в советское время. У них каждый участник был одет в костюм губерний России. Вот и мы для того, чтобы изучить настоящие традиции, ездили в экспедиции: в Шемонаиху, Усть-Каменогорск, Солонешное и другие места. Мы воочию увидели, как одевались русские на Алтае, старообрядцы, поляки-кержаки. По образу и подобию "собрали" свой костюм. Так появился привычный турочакцам замысловатый "рогатый" головной убор, который мы называем кичка, сарафаны, рубаха-становина, нарукавник и многое другое. Кроме того, мы много собрали старинных песен. А так же свадебные обрядовые, календарные, хороводные, казачьи военные.

И вот, приехав в Турочак, мы устроились в музыкальную школу, взяли целый класс ребятишек и создали детский ансамбль "Ярманочка", обучали ребятишек традициям. И в 1992 году сделали первый районный фольклорный детский фестиваль. Следующим этапом развития фольклорного направления было празднование пятилетнего юбилея нашего коллектива "Ярманка" на школьном стадионе - организовали фестиваль "Как у наших у ворот". Тогда приехали наши друзья - театр из Алма-Аты, официальные лица. Прошло все удачно, и мы решили, что это праздник в народных традициях нужно продолжать, вот такой, какой он есть.

На следующий год уже город привез режиссера, и праздник продолжился на Лебеди на пионерском лагере, назвали его "Родники Алтая". Запланировали проводить такое русское гуляние раз в два года, чередуя с алтайским, и по районам его отправить. Так и сделали, и в результате обосновался праздник в самом далеком районе - в Усть-Коксе. Это хорошо даже, потому что там живет много старообрядцев, хорошо знающих русскую культуру. Но только вот далеко, не все желающие могут туда ездить.

Ну, а мы с Василием остались на месте, можно сказать, без дела. Ансамбль ансамблем, но ведь хотелось творить! Тогда решили, что нужно придумать свой фестиваль, который будет проходить у нас в Турочаке постоянно. Так и возникла идея проводить летом Купалу.

Люди должны нам верить!

- В те годы, наверное, и информации-то никакой толком не было?

- Да, тем более что праздник Купала - это не христианская культура, а древняя-предревняя ведическая. Мы стали все подробно изучать в этом направлении. Столько всего интересного нам открывалось. Вот даже то, какой у нас богатый русский язык, оказывается. Например, возьмем слова "ладошки", "оладьи", "ладить", "ладья" - все это однокоренные слова. А, оказывается, у славян есть Богиня Любви и Красоты Лада - покровительница семейного брака, рожениц и маленьких детей. Вообще, славяне Богами называли своих предков. Они так и говорили: "Мы внуки Даждьбожьи - Сварожичи!" Важно уже проснуться и вспомнить свои корни, культуру и своих предков - Богов, весь свой Род. Тут для каждого человека заложена истина, глубина и знания, и нет ничего негативного. Это, наоборот, правильно, от слова "правь" (божественный мир) в славянизме. Вот есть правь, есть наш мир - явь, и есть нижний мир духов - навь. Говорят же "наваждение", все отсюда происходит. Это структура мироздания, в которой все зашифровано в символах и образах.

- И как в результате развивался праздник?

- Сначала все было корявенько, так сказать. Мы старались нащупать суть, но информация открылась по сути с появлением интернета. Так вот, с 97-го года мы начали проводить купальский праздник. Проводили до 2005 года каждое лето. Потом была пауза.

- С чем была пауза связана?

- Душа требовала такого праздника всегда, но ведь каждый раз нужно было где-то искать деньги на все это. Проводилось мероприятие на спонсорские средства, благодаря друзьям Василия Вялкова. Изначально требовались не очень большие вложения, конечно. Костюмов шикарных не было. Пиротехникой обеспечивали наши друзья бийские. Помню, народ говорил: "Зарплата наша в небо полетела" - обидно было!

Аппаратура из ДК была, так как мы там работали. И ребята дковские помогали: кто венки плетет, кто еще что-то. Но позже, когда праздник вышел на более высокий уровень, потребовалась качественная фонограмма. А для того, чтобы звучала музыка, как должно быть, чтоб достигало души, понадобилась и аппаратура помощнее, обычная не "пробивала" такую огромную поляну. Хотелось экраны поставить, так как много людей, чтобы все видели происходящее. Да и пиротехники устали делать все для нас бесплатно, закупают-то фейерверки в Москве. И массовку нужно одеть в костюмы славянские, потому что наша задача показать, как оно раньше было на самом деле. Не как попало. Важно было сделать своего рода историческую реконструкцию. Люди должны были верить в то, что мы им преподносим, как было. То есть костюмы должны быть не из штор, а из красивых, дорогих тканей, только тогда они будут смотреться. А это лен, из которого шилась одежда посвященных, вышивка на нем должна быть. Ведь вышивка у славян - это оберег. Древние считали, что когда на тебе вышивка, темные силы не могут тебя прочитать, ты весь закрыт.

Приходилось "ходить с шапкой"

- А как вам вообще удавалось привлекать средства?

- Ну, как-как… Мы выступали с "Ярманкой" повсюду, обрастали знакомствами, нас узнавали, начинали приглашать к высокопоставленным людям. Мы всю ночь могли играть, петь, разговаривать. С Василием же, ох, как все любили пообщаться, он был великий миротворец. Люди проникались и изъявляли желание помочь в организации нашего фольклорного праздника. Все это требовало большой работы, поэтому зря некоторые думают, что мы на этом что-то зарабатывали, только наоборот …

- То есть финансирования свыше никогда не было, как все думают?

- Практически. У нас праздник Купальский вроде бы даже признают республиканским, но никаких средств не выделялась федеральных. Вот когда Василий Вялков работал завкультуры, он заложил один раз на мероприятие 100 000, и на этом все, затем опять "шли с шапкой".

Даже в 2015 году, когда я была первым заместителем в министерстве культуры, произошла неприятная ситуация. Тогда я была ответственна за «Родники Алтая», которые в Коксе проходили. В этот же год должен был и Купала проходить. Тогда я предложила объединить праздники, укрупнить, так сказать. Чтобы и деньги сэкономить, и не распыляться в принципе. Но мне изначально отказали, мол, в Усть-Коксе вся инфраструктура уже была, а у нас на поляне нет. Меня отправляли в Коксу, а я поехала в Турочак. Взяла отпуск за свой счет и решила, что наш праздник проведу. За месяц был сделан Город мастеров и прочие постройки, от которых уже почти ничего не осталось. И тут было принято решение все-таки праздники объединить. Но денег-то мне не давали. Такова система государственная: ты сперва проведи, а потом тебе чего-нибудь дадим. Тогда я заняла 750 тысяч. На «Родники» же выделяли где-то миллион четыреста тысяч. Пришла к Сарайкину, показала смету, мне обещали деньги компенсировать, а в результате вернулось только 300 000. Обосновали это тем, что я якобы взяла дорогую бригаду и сама должна расплачиваться. А я, действительно, взяла людей, на которых могу положиться, которые знают, что как сделать, где, когда и что вовремя включить и т.д., которых не надо собирать по поляне в нетрезвом состоянии...

- Но праздник в 2015-м году все-таки состоялся, а как дальше все складывалось?

- Да, провели его прекрасно, без сучка и задоринки, только дождь омрачил все немного. Затем наступил 16-й год, у меня истек срок работы в министерстве. В Турочаке руководящие должности заняли другие люди. В результате и я осталась и без детского коллектива, и ставки в ДК у нас тоже забрали. И с Купальской начали палки в колеса вставлять…

Дом культуры захотел проводить Купалу, но почему-то так и не провел. Да потому, что не все так просто. Недостаточно столбы поставить и венки поплести, да и ни одного человека, по-настоящему, разбирающегося в ведической культуре и русском фольклоре, будем честными, там нет. Вы попробуйте организовать так, чтобы всех выступающих, аппаратуру, специалистов подтянуть к одной дате, сшейте костюмы, напишите сценарий, поставьте хореографию и обеспечьте рекламное сопровождение! Мы это все своей семьей делали, и были готовы продолжать, готовы были помочь…

- И праздник наш состоялся в другом месте?

- В результате - да! Я искала площадки по Алтайскому краю! Потому что нужно проводить фольклорный праздник такого уровня обязательно, нужно его показывать, просвещать людей.

Мы даже нашли, помню, 250 тысяч, которые любезно были готовы предоставить РЖД. «Турсиб» обещал туристов три автобуса привезти, но господин Сарайкин сказал, что у нас есть ДК, а мы со своим русским центром не нужны.

Стыдно было, конечно, перед начальником железной дороги, деньги люди выделили, а мы еще и отказываемся, несерьезно! В конечном итоге отработали на «Турсибе».

Купала должен был быть…

- Но в этом году Иван Купала, все-таки, должен был состояться. Что же опять произошло?

- О, да! Была надежда, что с приходом нового главы все изменится. Мы еще в апреле с Виктором Валерьевичем Осиповым поговорили, и он заверил, что у него большие планы на этот праздник, что хочет сделать чуть ли не сибирский фестиваль. А от него требовалась только хозчасть. В результате как поговорили, так и пропал: ни на звонки не отвечал, ни на сообщения, полный игнор от человека.

Но параллельно с этим мне позвонили из Дома дружбы народов, пригласили выступить на Дне Весны и попросили захватить смету на Купалу. Выяснилось, что они хотели профинансировать праздник. Но все опять уперлось в Осипова, который, оказывается, заранее разговаривал с Домом дружбы народов, был в курсе, но мне ничего не сказал. Так я была в неведении три недели: то ли делаем, то ли нет. Но тем временем программу уже готовили. Люди все должны были приехать на намеченное число - 21 июня.

Хотели мы в этом году провести Купалу тогда, когда нужно! В день солнцестояния, настоящую купальскую ночь. Потом что это важно. Ведь праздник должен проходить когда положено. Кроме того, была договоренность с программой "Играй, гармонь!" о том, что приедут к нам, отснимут и покажут передачу на Первом канале. Поэтому в результате с помощью волонтеров началась очистка поляны, кое-какие приготовления, как вдруг меня "вызвали на ковер" родители выпускников.

Отчитали, как девочку. Почему-то они решили, что нельзя провести Купалу и выпускной в один день. Да и еще сказали: "Нам ваше солнцестояние не нужно!" Ну, а депутат наш Синкин дал ясно понять, что ничего у нас не получится… Ну, а я делаю выводы, соответственно, и народная культура Турочакской администрации и некоторым жителям Турочака тоже не нужна.

А ведь мы и в Администрацию подавали уведомление о проведении мероприятия заранее, и Анна Гавриловна Трапеева - председатель Совета депутатов - на словах нас поддержала, но в конечном итоге ничего не вышло. Дом дружбы народов предложил тогда провести в Майме праздник, но так долго согласовывал это решение с вышестоящими инстанциями, что я уже сама отказалась, потому что делать все наспех за две недели не привыкла.

Семейный праздник

- Марина Викторовна, что для вас этот праздник, и почему вы за него радеете?

- Всякие праздники нужны. Нужен и такой, как Купала. Это мероприятие не для питья, а для того чтобы смотрели глазами, слушали ушами и чувствовали сердцем. Это семейный праздник! Планировалось сделать интерактивную поляну для детей в стиле русских народных сказок, пригласить фольклорные театры, сделать акцент на истинных ценностях.

Я считаю, не должно быть даже культуры пития, не должно быть зелья, человек должен быть осознанной личностью, потому что вокруг дети, и они на нас смотрят. Он пришел в мир, и родитель для него Бог, и он будет смотреть, как ты делаешь.

Вот почему потопы, катаклизмы в природе?! Это все мысли плохие, худые людские. А послушав исконную русскую музыку, которая всегда действует на подсознание, люди уже на следующий год приедут не пить, а хороводы водить.

- Вы же еще планировали приурочить к Купальской ночи 30-летие коллектива "Ярманка"? Не будет теперь проводить?

- Будем, обязательно будем! Только 1 октября, в день рождения Василия Вялкова, в Театре Драмы в Горно-Алтайске. И фестиваль семьи сделаем, и Масленицу, и вечерки будем проводить, только у себя на территории (имеется в виду место возле кафе «Коляда» и старого здания аэропорта).

У меня, знаете, чувство справедливости еще с детства развито мамочкой, благодаря русским народным сказкам. Ведь в них, в этих образах, заложено и чувство совести, и ощущение того, что все будет хорошо, что бытие только для того, чтобы происходили прекрасные вещи, а люди жили в мире, согласии и спокойствии. Вот мы и будем творить, и жить действительно по совести…

Беседовала Полина РЯБОВА

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.17 (3 голосов)