«Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», – сказал русский писатель и общественный деятель граф А. Н. Толстой. Сказанное Алексеем Николаевичем еще в начале прошлого столетия до сих пор не потеряло своей актуальности. Его слова сегодня как нельзя кстати подойдут нам, алтайцам. 

В газете «Листок» от 18 мая текущего года было опубликовано обращение члена Союза писателей России Б.Т. Самыкова к временно исполняющему обязанности главы Республики Алтай О. Л. Хорохордину, председателю Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай В. Н. Тюлентину, депутатам Государственной Думы Российской Федерации Р. Б. Букачакову, И. И. Белекову, членам Совета Федерации Т. А. Гигель и В. В. Полетаеву, в котором Борис Тордоевич с болью в душе изложил проблемы преподавания алтайского языка в общеобразовательных школах Республики Алтай.

В №22 от 29 мая 2019 года по тому же поводу был опубликован материал председателя правления республиканского общественного движения «Алтай Курултай», зайсана рода иркит В. Д. Кудирмекова. В своей публикации Василий Дмитриевич ознакомил читателей с данными министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, предоставленными первым заместителем министра образования О. Б. Болтошевой.

Согласно той информации чуть меньше половины школьников, которые изучают алтайский язык (4469 из 11326), познают его как государственный язык. В недалеком прошлом (в 2006-2011 годах), когда автор этих строк работал учителем алтайского языка в гимназии №3 города Горно-Алтайска, эта программа называлась по-другому – для начинающих изучать алтайский язык.

А теперь еще раз обратим пристальное внимание на цифры, приведенные выше, и посмотрим на себя в зеркало. Стыд и срам! Не так ли? Осмелюсь предположить, что специалисты министерства образования и науки Республики Алтай над этим не задумывались.

Вот как ответила Ольга Борисовна на обращение Б. Т. Самыкова: «По поручению правительства Республики Алтай министерства образования и науки Республики Алтай, рассмотрев Ваше обращение по вопросу изучения алтайского языка, сообщает следующее. В школах Республики Алтай право на изучение алтайского языка обеспечивается в полной мере и а порядке, установленном федеральным законодательством об образовании. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации преподавание и изучение государственных языков республик РФ и родного языка из числа народов РФ обеспечивается на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей).

В 126 общеобразовательных организациях Республики Алтай на основании заявлений родителей (законных представителей) организовано преподавание алтайского языка и литературы. В системе образования Республики Алтай обеспечены условия для преподавания родного (алтайского) языка с 1 по 11 классы. Региональная нормативно-правовая база по преподаванию алтайского языка и литературы соответствует федеральным требованиям. Учебники и требования по алтайскому языку и литературе (1-4, 5-9 классы) вошли в перечень учебников и федеральный реестр примерных образовательных программ.

Дополнительно сообщаем, что по данным мониторинговых исследований по языковой ситуации в Республике Алтай (опрос населения) БНУ РА «Научно-исследовательским институтом алтаистики им. С. С. Суразакова», проведенных в 2016-2018 годах, большинство опрошенных по вопросу обучения учащихся начальной школы на алтайском языке выразили свое согласие на изучение алтайского языка только как учебного предмета. Результаты мониторинга позволяют сделать вывод о том, что у населения отсутствует потребность в обучении общих предметов (математика и окружающий мир) на алтайском языке в 1-4 классах».

Похвально, но автора этих строк терзают такие смутные сомнения. В ответе не написано, в каких селах Республики Алтай проводился этот опрос, не приведено точное количество опрошенных. Поэтому мне кажется, что госпожа Болтошева лукавит. Кроме того, в письме говорится, что в школах Республики Алтай алтайский язык преподается с 1 по 11 классы. Но это не так. Если мне не изменяет память, сей предмет преподается со второго класса. А что касается школ города Горно-Алтайска, алтайский язык с первого класса изучают лишь обучающиеся школы №7.

Это еще не все. В отписке заместитель министра ссылается на Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Неужели министр образования и науки спрятал под сукно Федеральный закон №317-ФЗ от 3 августа 2018 года «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации», как в свое время А. В. Бердников спрятал закон Республики Алтай «О территории ноосферного развития»? Ведь согласно последнему «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов России, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка».

После ознакомления с отпиской заместителя министра образования и науки я ловлю себя на мысли, что самоуверенные в своей правоте Недоросль и изворотливый пройдоха, приспособленец Хлестаков срослись в одно лицо и превратились в дружную, спаянную прослойку общества, вросли во власть и господствуют над нами.

Эти люди не способны ни научным открытиям, ни инженерным изобретениям, тем более вести успешный бизнес ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности. Среди них нет известных деятелей творческого труда, ни врачей, ни учителей. Но зато они очень успешны в чиновничьей карьере.

Из выше сказанного следует, что федеральный закон позволяет обучать детей на государственных языках республик Российской Федерации. Значит, дело остается за слугами народов, которые по долгу службы обязаны контролировать исполнение законов. А что касается народа, то мы должны всегда помнить слова основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского, который писал: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни…». Учащимся же следует усвоить, что родной язык – ценнейшее народное достояние, часть национальной культуры. 

Аржан Махин

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 голосов)