Заседание комитета по финансовой, налоговой и экономической политике 9 июня началось с доклада "О деятельности Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай за 2014 - 2015 гг." С информацией выступила заместитель министра регионального развития Республики Алтай Марина Носова.

По ее словам, в 2015 году отмечалось снижение покупательского спроса на рынке недвижимости, банки приостановили ипотечное кредитование на неопределенное время, и у АИЖК не было заявок, и в сентябре 2015 года АИЖК прекратило деятельность по выдаче ипотек.

- Были представлены материалы по процентным ставкам, действующим по ипотечному кредитованию в банках. Если ранее за счет республиканского бюджета предоставлялась господдержка молодым семьям, многодетным семьям на уплату части процентной ставки, то с 2014 года такая поддержка у нас прекращена. В свою очередь, господдержка федерального центра предоставляется непосредственно банкам, которые снижают процентную ставку... Все понимаем, какая ситуация, платежеспособность населения очень низкая, - резюмировала Носова.

39 тысяч рублей за квадратный метр
Депутат Аскар Тулебаев поинтересовался, как в регионе реализуется федеральная программа "Жилье для российской семьи":
- И еще, мы часто слышим - то в одном городе подъезд обвалится, то в другом. Какие-то мероприятия по обследованию домов проводятся у нас, на предмет каких-то скрытых процессов? И что делается конкретно вами, и кто это должен делать? Это вопрос не совсем к агентству, но к минрегиону...
- На территории РА был проведен конкурс по отбору подрядчиков земельных участков, проектов жилищного строительства... Победителями у нас являются ООО "Горно-строй" и АИЖК РА. Ими были заявлены земельные участки, которые расположены в Майминском районе (микрорайон Алгаир-2 и улица Ленина, 60). Общий объем строительства, который должен быть обеспечен участниками этой программы - не менее 25 тысяч квадратных метров за период до 1 января 2017 года. Фактически, реализация этой программы на территории РФ была под угрозой срыва - из-за того, что у нас нет потребности в таком объеме жилья, по всей России. Застройщиков участвовало много, но так как спрос упал, было принято решение о снижении объема для застройщиков до 10 тысяч квадратных метров. Мы провели повторно комиссию и участники нам заявили, что они готовы обеспечить по 12, 5 тысячи квадратных метров... Соглашения заключены, строительство сегодня начато только ООО "Горно-строй", введен один многоквартирный дом (2,2 тысячи квадратных метров). АИЖК сегодня строительство не начал. Поэтому, чтобы не сорвать программу, было принято решение и объявлен повторный конкурс в конце мая, для того, чтобы АИЖК смогли поучаствовать уже с другими земельными участками в этой программе, там, где ведется непосредственно строительство. Кроме этого, в Горно-Алтайске изъявили желание поучаствовать и другие застройщики... Во всех муниципальных образованиях жилищными комиссиями ведутся списки граждан, имеющих право на приобретение жилья эконом-класса, стоимость этого жилья составляет не более 35 тысяч рублей за квадратный метр, при этом дополнительно в рамках программы застройщикам предоставляется 4 тысячи рублей за квадратный метр введенного жилья на инфраструктуру. Предполагается эти средства предоставить ресурсоснабжающим организациям, чтобы они выкупили у застройщика инженерную инфраструктуру... То есть, для застройщика стоимость квадратного метра будет составлять 39 тысяч рублей. На сегодня в Майме введен жилой дом, он почти полностью заселен (58 квартир) по программе "Жилье для российской семьи".

Благие намерения и реальность АИЖК
Отвечая на второй вопрос депутата, Носова сообщила - этим вопросом занимаются две организации: Фонд капитального ремонта производит обследование дома при включении в краткосрочный план реализации, то есть, те, которые стоят в очереди по программе капитального ремонта. Непосредственный контроль за жилым фондом осуществляет также Госжилинспекция.
Сергей Ефимов предложил этот вопрос рассмотреть позже, в сентябре, так как он довольно объемный.
Евгений Асканаков отнесся к услышанному критически: "АИЖК создавалась с благими намерениями, но сегодня мы не услышали, каково его финансовое положение, была ли проведена финансовая проверка в 2014 году Контрольно-счетной палатой по кредиторской и дебиторской задолженности... Я депутат от Майминского района, на сегодняшний день основная часть застройки - это Алгаир-2, мы говорили сейчас по улицу Ленина, про город - не проще ли довести до ума Алгаир-2, там проблем много, и дороги, и доведение объектов до логического конца... Я из практики знаю, что финансовое состояние АИЖК не очень хорошее, есть большая кредиторская задолженность и перед субподрядчиками в том числе. Вот это, мне кажется, должно быть основной темой отчета и он должен быть более глубоким".
- Ситуация в АИЖК непростая, хотя динамика последних нескольких лет более-менее положительная. Хотелось бы от министерства и самой организации услышать, какие проблемы есть и какие видят пути решения, - сказал Константин Криворученко.
С ним согласился Сергей Ефимов: "Вопрос волнует и нас. И жителей, и мы прекрасно понимаем, что деятельность АИЖК - это не только ипотека. Это касается и микрокредитования - то, чем раньше агентство занималось, это и строительство. Было же время, когда наш регион был признан лучшим по развитию арендного жилья, когда говорили, что у Республики Алтай надо учиться. Мы почему-то об этом забываем. Если мы заявляемся как великие - надо соответствовать". Глава комитета предложил создать рабочую группу для подготовки к сентябрьскому заседанию комитета, провести её заседание, считает он, следует в уже июне.

Цели тактические и стратегические
Исполняющая обязанности министра экономического развития и туризма РА Ольга Гальцева представила проект закона Республики Алтай "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года":
- По тексту Стратегии вносятся изменения, связанные с принятием федерального закона о государственно-частном партнерстве, и второе - предлагается внести изменения № 83-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года", обусловленные следующими действиями. В выступлении на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Президентом РФ Владимиром Путиным предложен мировому сообществу принципиально новый ответ на вызовы планетарного масштаба по критическому нарушению хозяйственной деятельностью человека баланса между биосферой и техносферой. В развитие этого предложения Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай Александр Бердников в своем обращении к Президенту РФ высказал инициативу по реализации программы создания на территории Республики Алтай пилотной площадки ноосферной модели развития. Одним из ключевых элементов такой модели развития становится Программа развития эколого-экономического региона "Горный Алтай". Распоряжением Главы Республики Алтай о мерах по развитию Эколого-экономического региона "Горный Алтай, утверждены План мероприятий ("дорожная карта") по развитию Эколого-экономического региона "Горный Алтай", проект был представлен в Москве на форуме "Экотех". На уровне РФ разработан проект федерального закона о развитии ЭЭР, проект прошел согласование с Общественной палатой РФ, поддерживается и продвигается нашими сенаторами, Госдумой.
Геннадий Сумин считает, что "мы не можем сконцентрировать конечную цель, она расплывается во всех задачах - это увеличение доли собственных доходов. Не развитие туризма ради туризма, а туризм должен приносить доход республике. Это нигде никак не звучит".
- Полагаю, что эта цель - стратегическая, и в принятой и утвержденной Стратегии она прописана. Мы же говорим сейчас о тактических целях, которые направлены на снижение дотационности нашего региона, - ответила Ольга Гальцева.

Кадастровая стоимость и бизнесмены
Доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай за 2015 год представил и.о. уполномоченного Виталий Масканов. В прошедшем году было зарегистрировано 197 обращений представителей бизнеса по различным аспектам предпринимательской деятельности и взаимодействия бизнеса и власти (это на 10 процентов больше, чем в прошлом году). В числе основных проблемных вопросов - жалобы на кадастровую оценку объектов: "Речь идет о завышении кадастровой стоимости участков по сравнению с их рыночной стоимостью. Поскольку кадастровая стоимость земельных участков является базой для начисления земельного налога, а так же для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, значительное количество предпринимателей не согласны с результатами оценки и вынуждены обращаться в специализированную комиссию или судебные инстанции". По словам Масканова, в ряде случаев удалось добиться снижения кадастровой стоимости в среднем на 30 процентов, в денежном выражении это порядка 70 миллионов рублей.
Согласно анализу среднего размера кадастровой стоимости за один квадратный метр, эта самая стоимость сильно разнится в зависимости от категории земли и вида разрешенного использования даже в пределах одного поселения: "Например, село Майма - организации находятся на одной улице Подгорной, и для АЗС кадастровая стоимость одного квадрата земли равна 340 рублям, а рядом организация отдает 1974 рубля за квадратный метр. Такая же ситуация и в городе Горно-Алтайске: торговый центр "Мария- РА" - 3545 рублей, здание хлебозавода - 7600 рублей за квадратный метр. В связи с этим аппарат Уполномоченного предлагает рекомендовать главам города и МО создать межведомственные комиссии по рассмотрению кадастровой оценки земель с привлечением предпринимателей..."
По словам Виталия Масканова, несмотря на снижение в республике административных барьеров число плановых и внеплановых проверок остается высоким.

Сколько республика должна государству?
С информацией о результатах проверок Контрольно-счетной палатой республики Алтай за движением государственных средств за 2014-2015 годы выступила аудитор КСП РА Лариса Каланакова. В частности, было отмечено, что за 2014 год Республике Алтай из федерального бюджета было предоставлено в целом 15, 389 миллиарда рублей, из них дотации - 8,225 миллиарда, субсидии - 1, 062 миллиарда, субвенции - 1, 083, иные бюджетные трансферты - 5, 018 миллиона рублей. В 2015 году из средств федерального бюджета выделено 12, 547 миллиарда, из них дотации - 8,253 миллиарда, субсидии - 1,312 миллиарда, субвенции - 1,082 миллиарда рублей, иные межбюджетные трансферты - 1,899 миллиарда рублей. Субсидии и иные междбюджетные трансферты, как правило, предоставляются на основании подписанных договоров с федеральными органами власти.
Оценка эффективности использования финансовой помощи показала, что исполнительными органами власти установленные показатели использования междбюджетных трансфертов в целом достигаются, но в то же время отмечается, что не в полном объеме достигнуты отдельные показатели эффективности - в 2014 году четырьмя администраторами доходов из семи. Это министерства здравоохранения, образования и науки, сельского хозяйства и комитет по физкультуре и спорту. В 2015 году двумя главными администраторами достигнуты отдельные значения показателей эффективности из семи - минсельхоз и минобрнауки.
Дополнительное поступление средств на ликвидацию последствий наводнения позволило исполнить республиканский бюджет с профицитом в сумме 214, 8 миллиона рублей. Дефицит в 2015 году составил около 740 миллионов рублей. Основная причина образования дефицита при исполнении бюджета в 2015 году - снижение остатков средств на едином счете ресбюджета.
Минфином РА разработаны мероприятия по оптимизации долговой нагрузки ресбюджета, реализация которых привела, по состоянию на 1 января 2016 года, к сокращению размера госдолга РА на 73,4 миллиона, то есть, по сравнению с прошлым годом на 3,6 процента. Оптимизирована структура госдолга - доля дорогих кредитов кредитных организаций снизилась с 34, 2 процентов до 20.
С пояснениями в части осуществленных проверок и реализации предписаний КСП РА выступила замминистра финансов РА Надежда Табаева. "У нас на сегодня нет коммерческих кредитов, - заявила она. - Если на 2014 год нами было привлечено 700 миллионов рублей, в 2015 - 157, в этом году кредитов привлечено не было, потому что мы эти кредиты теперь замещаем более дешевыми - из средств федерального бюджета, под 0,1% годовых".
- Мы сегодня рассматриваем госдолг, и надо понимать, что у нас есть еще муниципальные образования, где достаточно большие обязательства и долговая нагрузка, - отметил Сергей Ефимов, - на 1 июня текущего года долг по всем МО составляет 796 миллионов, из них долг города - чуть ли не 700 миллионов, они каждый год отдают на погашение долга 110 миллионов. Что такое для Горно-Алтайска 110 миллионов? ("У них 694 миллиона - коммерческий кредит", - вставила Табаева) Надо что-то делать с муниципальными образованиями, стимулировать их, нельзя такие деньги каждый год выбрасывать на обслуживание долгов.
Константин Криворученко вступился за город: "Возможность не брать коммерческие кредиты появилась только сейчас. Поэтому если бы у города была сразу возможность дорогие источники заменить дешевыми, они бы тоже так к этому подошли. Нужно помочь городу снизить стоимость заимствований, поэтому, если есть такая возможность, нужно, чтоб помогали из республиканского бюджета..."
Евгений Асканаков напомнил, что " вообще, поселениям сказано не работать в кредиторку, но они работают, так как исполняют свои полномочия. И как быть?" Геннадий Сумин утверждал, что доля собственных доходов республики снизилась в 2015 году по сравнению с 2014 годом, с ним спорил Сергей Ефимов, считающий, что доля эта с каждым годом увеличивается. В итоге комитет принял информацию к сведению.

Инна Жулаева

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)