Начало нынешнего 2018 года запомнилось мне практически недельной резонансной волной сопережевательных откликов моих пассажиров в связи с дорожно-транспортным происшествием под Новосибирском, в котором погибло шесть человек, а ещё четверо получили серьёзные травмы.

Напомню, что 11 января недалеко от Черепаново Новосибирской области случилось лобовое столкновение двух легковых автомобилей – «Тойота Опа» и «Хонда Стрим». За рулём «Хонды» находился 21-летний студент из Горно-Алтайска, что сделало это ДТП сочувственно ближе всем жителям Республики Алтай.

Пассажиры, сидевшие в «Хонде-Стрим», кстати говоря, тоже направлялись из Новосибирска в сторону Горно-Алтайска: накануне они нашли попутный транспорт с помощью интернет-сервиса «Бла-Бла-Кар».

Используя этот сайт, водители могут найти платных попутчиков, а пассажиры могут оказаться в требуемом месте за денежную сумму, которая может быть значительно меньше, чем предлагаемая официальными и традиционными пассажироперевозчиками: автобусниками, авиаторами или фирмами такси.

Как таксист замечу, что в последнее время этот бла-бла-сервис, активно продвигающий себя под девизом «Водитель! Найди попутчиков и не плати за бензин», стал серьёзным конкурентом классическому таксистскому бизнесу. Поездок по межгороду в фирмах такси стало значительно меньше: даже, условно говоря, «состоятельные» клиенты предпочитают пользоваться теперь «попутными рейсами». Такое решение безусловно сравнительно выгоднее малоденежным пассажирам (каковых, естественно, большинство), поскольку даже сама программа «Бла-Бла-Кар» не даёт водителю завышать ценник поездки до коммерческой окупаемости…

Якобы не даёт... На самом деле поднять цену можно легко: достаточно лишь вбить в маршрут поездки побольше промежуточных пунктов… И многие водители, похоже, про это знают и этим пользуются.

Судите сами. В конце января (при стартовой цене поездки «Горно-Алтайск – Новосибирск» в 550 рублей) в «Бла-Бла-Каре» разброс предлагаемых стоимостей пассажироместа был весьма значительным и колебался от шестьсот пятидесяти рублей с человека до одной тысячи трёхсот рублей. Очередной пассажир, стремящийся с моей помощью добраться до места отправления такого «попутного» такси, вопреки логике выбрал максимально возможную цену.

- Почему? – спросил я его.

- Обзвонил всех: у этого вроде и машина была повыше классом, покомфортней и посвежей годом выпуска, да и голос водителя звучал поуверенней. Вот только за час до выезда позвонил другой мужик и сообщил, что обещанный автомобиль сломался, а водитель того авто передал мой заказ ему. Теперь уже и не знаю, на чём и с кем поеду. Вполне может быть, что так «разводят» всех, и специально…

- Не страшно ехать в столь дальний путь при такой «бла-бла-каровской» непредсказуемости?

- Волнительно. Особенно, если учесть, что в Горно-Алтайск из Новосибирска я тоже добирался используя «Бла-Бла-Кар», и попавшийся водитель постоянно «клевал носом» за рулём… Мне приходилось его постоянно одёргивать и следить за его работоспособным состоянием. Даже после того, как он сказал «Всё! Больше не могу – меня вырубает», остановился и поспал полчаса, я внимательно за ним присматривал. Короче, все шесть часов поездки пришлось провести в страшном напряжении.

- Тогда почему же сегодня не на автобусе?

- Так все автобусы из-за мороза отменили. А у меня утром самолёт из Новосибирска. Выбора нет…

Мы дождались машину, и она оказалась вполне приличным японским минивэном с хорошей зимней резиной и с энергичным плотно сбитым дядькой-алтайцем в качестве водителя, который так профессионально и шустро укладывал багаж, что было похоже, будто «Бла-Бла-Кар» – это его хлеб, его постоянный заработок.

Несмотря на то, что интернет-сервис поиска попутчиков автоматически ругает алчных водителей, которые пытаются выставлять цены, превышающие условную сумму расхода топлива (мол, Бла-Бла – категорически не коммерческая программа), однако и легальные, и нелегальные таксисты всё-таки умудряются на ней зарабатывать.

Например, можно отвезти клиента в другой город «по базе», что означает «по заказу через диспетчера такси», а обратно вернуться не пустым, а набрав попутных пассажиров по «Бла-Бла-Кар». Но многие водители делают и совсем по-другому: они набирают «попутных» пассажиров сразу на два рейса - «туда и обратно». И выглядит это примерно так.

Например, стандартная поездка из Горно-Алтайска до Барнаула «по базе» стоит около пяти тысяч. На базу таксист должен отдать за заказ от пятиста до тысячи рублей и примерно пару тысяч он тратит на бензин. Итого около двух тысяч остаётся на руках. Блаблакарные таксисты выкручиваются по-своему: они набирают пассажиров из расчёта «примерно две с половиной тысячи рублей за машину» и столько же берут за обратный путь – выходит та же самая «пятёрочка», но зато им не нужно отдавать проценты на базу, а в результате от сих трудов «серого» извозчика таксисту достаётся аж три тысячи рублей. Владельцам микроавтобусов ещё проще: за счёт большего количества мест в автомобиле они даже могут ещё чуть-чуть приопустить цену за место. Демпинг налицо. Автобусники и классические таксисты нервно курят бамбук.

Недавно я подвозил двух девушек к блаблакарному микроавтобусу, отправлявшемуся в Новосибирск, и с удивлением узнал, что в нём находятся аж два водителя – когда один устаёт, за качество поездки начинает отвечать его сменщик. То есть появляется уже особый блаблакарный профессионализм. И в качестве безопасности пассажиров это радует.

Не знаю, как сейчас, но несколько лет назад на горно-алтайском автовокзале постоянно звучало объявление, предостерегающее пассажиров от сомнительных поездок с малопрофессиональными таксистами. Однако это объявление не очень мешало таксистам отбирать хлеб у автобусников. Они нагло усаживали приезжающих на автовокзал клиентов в свои машины, обещая им поездку «по автобусной цене», чем заставляли автобусы курсировать полупустыми. Автовокзал терпел убытки, но продолжал увещевать пассажиров доверять только профессионалам. Тем временем автовокзальские таксёры наработали огромнейший опыт междугородних перемещений, определили круг постоянно работающих людей (среди которых, кстати, теперь есть и диспетчеры!) и на некоторые поездки даже определили расписание отправлений машин. Может быть, большинство из этой почти мафиозной кучки таксистов и нелегалы, но кто скажет теперь, что они - не профессионалы?

И тут пришёл «Бла-Бла-Кар». Который начал так же отбирать хлеб не только у автобусников, но теперь уже и у заматеревших таксистов-междугородников. И тут уж таким таксистам, в своё время (скрипя зубами) снижавших цены до уровня автобусных, пришлось подстраиваться под новые обстоятельства. В частности, ряд таксистов просто перестроились на работу через «Бла-Бла-Кар». Так что у людей, которые ищут сейчас попутный рейс в любом из распространенных коммерческих направлений, велик шанс попасть в машину опытного таксиста.

Но мне кажется, что это будет правильнее – будет просто замечательно, если, воспользовавшись сервисом «попутных поездок», пассажир вдруг обнаружит за рулём отправляющегося в дорогу автомобиля профессионального таксиста либо даже бомбилу, но с многолетним опытом. Это, как правило, ответственные водители – с чувством самосохранения, с осознанием своей миссии, и это люди, привыкшие на дороге думать не только за себя, но и за водителей всего встречного и поперечного транспорта. И совсем ненадёжное дело, если водитель - просто человек, имеющий водительское удостоверение.

В прошлогоднем декабре семья алтайцев – все в национальных меховых шапках «бычкак бёрюк» - отправилась на моей машине на автовокзал, чтобы пересесть там на автомобиль, который отвезёт их в Кош-Агач. Раз я упоминаю об этом случае здесь, то, разумеется, водителя они нашли через сервис «Бла-Бла-Кар». Подъехав, я заметил:

- Что-то вы выбрали не лучший автомобиль для столь дальней поездки…

За рулём не очень свежо выглядевшей отечественной «Лады» сидел не очень свежо выглядевший пожилой мужчина. Но моя компетенция заканчивается на процедуре оплаты моей же поездки. Вопрос дальнейшего перемещения алтайцами был давно решён… И тут, перегружая багаж в задний отсек принимающего эстафету автомобиля, я обнаруживаю, что резина на данной машине практически «лысая». А на улице, между прочим, был гололёд. А впереди их ждали четыре перевала. Но довольные невысокой ценой поездки пассажиры уже заняли свои места в «Ладе», и мне оставалось только за них помолиться…

Кто-то из клиентов рассказывал мне, как «чудом добрался живым-здоровым» до Горно-Алтайска на неисправной машине, так сказать, настигшей его через «Бла-Бла-Кар».

Ещё один пассажир стремился недавно с моей помощью попасть на Разъезд в Майму, чтобы там пересесть в другой автомобиль.

- «Бла-Бла-Кар»? – спросил я его абракадабровской шифровкой, от которой всего лет пять назад люди, наверное, шарахнулись бы от меня, решив, что я - сумасшедший, либо тупой иностранец, либо страшно заикаюсь…

- Нет, - спокойно ответил мужчина, - я стараюсь не пользоваться данной интернет-услугой. Моя знакомая была ярой приверженкой и постоянным пользователем «Бла-Бла-Кара», и вдруг я недавно встретил её на автовокзале с билетом на автобус. «А ты почему не на попутке?» - спросил я. «Знаешь, - ответила девушка, - я тут в последний раз, когда «Бла-Бла-Каром» пользовалась, села в очередную машину и уснула, а когда проснулась, то мы уже вверх колёсами лежали. Хорошо ещё, что я пристегнута была…»

А теперь, возвращаясь к аварии, произошедшей на трассе Нрвосибирск-Ташанта (под Черепаново), выскажу свои ассоциативные мысли.

Не горжусь, а просто констатирую, что лично мне понадобилось года два-три ежедневной и круглосуточной работы в такси, чтобы научиться чувствовать и предвосхищать нежелательные дорожные ситуации, и ещё года три-четыре ушло у меня на то, чтобы справиться с неконтролируемыми эмоциональными всплесками от обещанного денежного вознаграждения.

Вспомню хотя бы, как, возвращаясь в город из платного рейса в Соузгу, я подобрал в Рыбалке попутчика, который с удовольствием приготовился расстаться с пятьюдесятью рублями за «подбросить до Маймы». «Ура! – подумал я. – Бензин на обратный путь оплачен!» И моё сердце наполнилось такой щенячьей радостью, что я вдохновенно нажал на педаль газа.., и тут же попал под всевидящее око радара, от которого через неделю и получил штраф в пятьсот рублей.

Так вот. Мужик мне ещё ничего не давал, а только пообещал дать пятьдесят рублей, а я уже от, казалось бы, такой смехотворной суммы уже оказался в неадеквате, несмотря на многолетний таксистский опыт. Представляете, что творится в сознании, к примеру, начинающего таксиста, которому пообещали заплатить целых пять тысяч? – Да, всё, что угодно: вплоть до того, что человек (в бриллиантовом дыму) уже решает, на что он эти деньги, тоже, кстати, ещё не полученные, потратит. И в такие моменты такой водитель отчасти теряет контроль и над дорогой, и над машиной, и над собой.

Это достаточно сложно – научиться контролировать свои мысли, свои эмоции. Но учиться равновесию нужно. Эмоциональное возбуждение и роящиеся сумбурные мысли, как правило, не дают человеку слышать свой внутренний голос, свою интуицию, свою душу. А душа крылата и невесома – она давно облетела и предстоящее пространство, и предстоящее время, договорилась с другими душами о наилучшем для нас сценарии; душа знает все возможные варианты развития событий и пытается вывести нас на оптимальную трассу – без ям и кочек, без красных светофоров и неожиданных засад. А нам всё кажется, что самая большая выгода в жизни – денежная, а самая благая цель – это прибыль, и мы прёмся сквозь бурелом заблуждений в такие тёмные дебри, где даже ангелы-хранители покидают нас.

Я бы никак не хотел судить, осуждать или даже обсуждать действия 21-летнего водителя «Хонды». Тем более, что первоначальный опрос свидетелей выявил, что горно-алтайский студент в аварии не виноват (это водитель второй машины выехал на встречку, совершая обгон). Но в моём понимании космические законы всегда выше земных, и в любом случае «наказания без вины не бывает», даже если «вина» эта по земным меркам крохотная – всего-то перестать слышать свою интуицию и поддаться меркантильному расчёту, как сэкономить (или легко заработать) деньги, на что, собственно, нас сегодня искушает и провоцирует интернет-сервис со странным названием «Бла-Бла-Кар»…

P.S. Прошло лишь около недели, и все мои пассажиры забыли и об вышеописанной аварии, и о многих событиях и ситуациях, тревоживших их в прошлом и когда-то казавшихся важными и эпохальными. «Вот как коротка человеческая память», - подумалось мне, когда очередной пассажир завёл со мной ничегонезначащий разговор о погоде…

Просто таксист

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)